Не дамское это дело!
Велосипедно-акиматовская тема в южной столице вновь выходит в передовицы. Градоначальник Алматы Бауыржан БАЙБЕК пообещал основательно оседлать двухколесного коня, судя по сообщению Tengrinews, ориентировочно в апреле. А основная часть госслужащих - надо полагать, из тех 86 человек, о которых говорил аким на отчетной встрече с городской общественностью в минувшем феврале, - собиралась сменить авто на велосипеды уже на этой неделе. Пересели ли - вопрос пока открытый.
Между тем еще в начале марта представители мужской команды “Времени” - корреспонденты Михаил КОЗАЧКОВ и Владимир ЗАИКИН - предложили Бауыржану Кадыргалиевичу свои маршруты передвижения по непростым дорогам и тропам казахстанского мегаполиса (см. “Мэрский путь, или Путь Кадыргалиича”, “Время” от 10.3.2016 г.). А сегодня всеми прелестями езды на двухколесном транспорте делится журналист Наталья МОЖАРОВА. Интересно, каковы ощущения прокатиться с ветерком по загазованным алматинским дорогам представительницы слабого пола?
Ночью накануне своего велотура я почти не спала. Еще бы! Когда большие перемены волевым решением акима стучат в твою дверь, тут уже не до сна. Нет, я не в обойме чиновников-велосипедистов, кои уже завтра, надо думать, заполонят алматинские улицы. Я обычная дама, разъезжающая на авто, ценящая комфорт и время. Но многолетние навязчивые желания бывших, нынешних и, наверное, будущих городских начальников по поводу пересадки всех и вся на велосипеды несколько озадачивают. Как говорится, это “жу-жу” неспроста! А потому перспективы передвижения по городу не лишним будет освоить сегодня.
Прикид для колёс
Утренняя “пробежка” по ежедневнику напомнила о трех деловых встречах в разных концах города, посещении оптики и покупке продуктов. “Все смогу!” - подбодрила я сама себя, памятуя, что на улице у входной двери меня поджидал мой нынешний двухколесный красавец. Что-то среднее между обычным великом и горным “проходимцем”. Тут в голове моментально возник и первый любопытствующий вопрос: где хранится акимовский велосипед, а вместе с ним и чиновничьи велики? У меня-то частный двор.
Крутить педали и давить на них - две большие разницы. Однако впихнуть в себя помимо привычной каши и чашечки кофе две лишние котлетки не удалось. С надеждой, что сил мне хватит на ура, я дошла до платяного шкафа, и тут меня застопорил вопрос второй: в чем явится на работу в свой первый “лисапедный” день, а по личным громким заявлениям и все последующие дни алматинский голова? “В костюме от…” или “в…”? Не найдя ответа, заметила про себя: ему в любом случае проще, чем мне. Не нужна ему юбка чуть выше колен из мягкой телячьей кожи цвета бордо, в которой на велик ну никак. Нет у него и юбки, струящейся в пол, в которой на экологически чистый транспорт тоже не с руки, точнее - не с ноги. И каблук его штиблет сантиметра 3-4, не выше. А мне хотелось привычной шпильки, той самой, что выгодно подчеркивает стройность ног и не дает осесть осанке.
По мере перебора возможных вариантов одежды стильная женщина в интерьере делового дня стиралась напрочь. В итоге за руль велосипеда я села в джинсах, кроссовках и куртке-ветровке. Простившись с укладкой волос, надела бейсболку. Вот, правда, примостить на двухколесный свою сумочку мне не удалось. Портмоне, телефон, ежедневник, кой-какие нужные бумаги и сменная одежда с обувью перекочевали в рюкзак. Отступать было некуда: мысль о том, что аким на двух колесах со всей своей командой где-то на соседней улице, а может, и рядом, мотивировала как никогда.
Свой среди… Чужая!
Мой путь лежал от перекрестка улиц Саина - Райымбека в сторону торгового центра “Мерей”. Вопрос третий нарисовался сам собой, как только я покинула пределы двора. Как и где ехать? Распиаренные в пух и прах алматинские велодорожки, начинающиеся вдруг ниоткуда и так же вдруг упирающиеся в никуда, ситуацию не спасали. Несколько сотен метров велосипедной идиллии существовали где-то в параллельном мире и к моему маршруту отношения не имели. По тротуару или по проезжей части? Я выбрала второй вариант.
Держась правой стороны, двинулась вдоль проспекта Райымбека, то и дело срывая бесконечно любопытные взгляды участников дорожного движения. Эмоции оных зашкаливали, начиная от “Э… блин… ваще… куда прешь?! Давай с дороги - подальше от машины!..” (далее по тексту в зависимости от уровня интеллекта и воспитанности сидевшего за рулем) до “Барышня, и куда это мы педали так крутим, а?.. В компанию возьмете?”.
Не знаю, под какие комментарии случится велосипедный вояж акима и его подчиненных, спешащих на работу, но на проезжей части, где мы с велосипедом были явными чужаками, я продержалась недолго. Потому что устала крутить педали, когда хочется отдохнуть, а сделать этого в потоке нельзя. Устала часто останавливаться и спрыгивать с теряющего при этом равновесие велосипеда, пропуская автотехнику вперед и избегая опасных ситуаций. Устала шарахаться от автобусов и большегрузов, которые, кроме себя любимых, на дороге никого не видят.
Но и на тротуаре нас не ждали. Те, кто слышал заливистое: “Дорогу! Жол-жол! Мадам, позвольте проехать! Женщина, ребенка держите!”, знайте: это была я. Из-за отсутствия сигнала мне, уж простите, пришлось кричать. А что кричат чиновники на пешеходных тротуарах? Не могу сказать. Как не могу отделаться от мысли, что наказ акима о повсеместной чиновничьей велосипедизации наверняка исполнят не все.
Ни в карман, ни под мышку
Место первого пункта назначения озадачило - перспектива застрять у входа в обнимку с транспортным средством маячила реальная. С собой велик не унести, в карман не положить. Оставить просто так - значит, попрощаться навек. Зафиксировать нечем (“В следующий раз обязательно прикуплю специальный фиксатор либо захвачу цепь с замком”, - сделала я засечку в голове). К великой радости, сердобольный вахтер разрешил припарковать двухколесный в тамбуре между улицей и фойе. Сердобольность, впрочем, стоила 500 тенге. “Только на час”, - предупредил он меня.
В высоком кабинете меня уже ждали. Взяв паузу в 15 минут, я рванула в уборную - приводить себя в порядок. После 15 км велосипедного вояжа я, конечно же, размечталась о душе... Прибив водой изрядно измятые бейсболкой волосы, я сдобрила себя порцией духов, прихваченных из дома. Измявшаяся в рюкзаке сменная одежда надеванию не подлежала. Кое-как затерла водичкой забрызганные грязью джинсы (благо черные!).
“Ты с дачи, что ли?” - оценил мой уставше-всклокоченный вид коллега по встрече. “Нет, я с акимом”, - не стала вдаваться в подробности. Весь последующий час я на практике ощущала избитую мудрость про одежку, по которой встречают…
А на следующую встречу безбожно опоздала. Крутить педали в гору (вверх по улице Кунаева до проспекта Абая, затем по Байтурсынова до Тимирязева, а там до улицы Попова) - дело непростое. К тому же то и дело возникали сложности при объезде пешеходов, шедших не по моим правилам.
Детский развивающий центр, где меня ждали, велосипедной парковкой еще тоже не оборудован. Впрочем, как и все другие центры, банки, салоны, аптеки, оптики и прочие общественные места. К велосипедизации город явно не готов! Мой транспорт приютили в просторной прихожей у стеночки. “Если так дело пойдет, нужно что-то для вас, велосипедистов, придумать”, - озадачила себя руководитель центра Виктория, услышав мой спич про грандиозность перспектив двухколесного в Алматы. Успокоили и как-то заставили меня уважать себя дети - благодарный народ. Мои взъерошенные волосы, румянец во все лицо и крайне усталый вид они воспринимали на ура.
Из списка посещений оптика по обозначенным выше причинам была удалена: ни времени, ни возможности. А вот покупку продуктов отложить не могла. С горочки вниз по Саина. Парковочных мест для инвалидов у известной сети супермаркетов достаточно. Для велосипедистов - ни одного. Охранники на мой вопрос “А как же я?” лишь пожимали плечами. Из положения все-таки вышла, попросив ожидавшую в машине апашку: “Присмотрите? Спасибо!”.
Вот только набранную по инерции продуктовую тележку пришлось опустошить на две трети. Булка хлеба, молоко, кусочек сыра болтались в пакете, повешенном на ручку велосипеда, и били меня по коленке. У моего двухколесного красавца нет багажника и специальной корзины. Надо над этим подумать!
Забрызганные джинсы и куртку я бросила стирать. “До утра не высохнут - факт, других вариантов в гардеробе нет, а это значит…” - с чувством облегчения убеждала я себя и мысленно желала акиму Байбеку и его команде легких велосипедных будней.
Наталья МОЖАРОВА, фото автора, Алматы