Невезучий дом
Не иначе как злой рок навис над вековым особняком в центре Петропавловска. С ним связаны истории несчастной любви и даже убийства его обитателей. Спустя сто лет дому снова не повезло. На сей раз с… реставраторами! При достаточном бюджетном финансировании особняк восстанавливают уже почти три года. Да так умело, что результатов этой деятельности сразу и не разглядишь.
В Петропавловске старинных купеческих особняков много. Так называемая историческая застройка прекрасно сохранилась. В этих зданиях сделали “евроремонт” и расположили там офисы, магазины.
В общем, здание с вековой историей в Петропавловске - это вполне заурядная вещь. Но к дому купца Янгуразова - тому самому, невезучему - всегда было особое отношение.
Поговаривают, что молодой купец Халит Янгуразов, будучи в Москве по делам, влюбился по уши в столичную красавицу и предложил ей руку и сердце. Но барышня оказалась непроста и заявила, что свадьбу сыграют лишь тогда, когда жених выстроит ей в Петропавловске особняк не хуже московского! Янгуразов для любимой женщины дом построил уже через год. На объекте работали итальянские мастера! Дальше версии у краеведов расходятся. Одни говорят, что купец умер за три дня до свадьбы от таинственной болезни, другие рассказывают про то, как Янгуразовы жили “долго и счастливо”, а третьи - что строительство роскошного дома разорило предпринимателя и до конца дней прожил он с супругой в нищете.
Это все легенды, а вот история о массовом убийстве в этом доме подтверждена документально. В газете “Иртыш” за октябрь 1906 года прошла криминальная сводка: ночью купчиху Янгуразову и ее дочь зарезал какой-то разбойник, в то время как его вооруженные сообщники окружили дом. Тогда якобы перерыли все сундуки, но унесли только железную коробочку с документами купца.
Под охрану государства дом Янгуразова - а в Петропавловске его называют не иначе как дом невесты - попал, конечно, не за эти жуткие истории. Особняк значится в списке архитектурных памятников республиканского значения за свою уникальность. Элементы позднего барокко и модерна, полукруглые окна, колонны, гипсовые фигуры на фасаде. А внутри роскошные изразцовые печи, дубовые двери, лепнина на потолках. В общем, так в этой местности не строил никто. Только Янгуразов для своей невесты.
Деньги на реставрацию этого архитектурного памятника просили давно. Более чем за сто лет здание ни разу серьезно не ремонтировали.
В 2013 году средства из республиканского бюджета все-таки выделили. Когда все подсчитали, оказалось, что и нужно не так уж и много. Внутреннее убранство сохранилось прекрасно. Ремонта требовали лишь старая кровля да фасад. По проекту получилось всего 60 миллионов тенге. Но выпросить деньги на реставрацию оказалось лишь половиной дела.
- Вот как хозяину дома не везло, так и нам с реставрацией сейчас не везет! - приводит самое логичное объяснение начальник отдела областного управления культуры Людмила СОРОКОТЯГА (на снимке). - Деньги на выполнение работы получило РГП “Казреставрация”, работу ведет их западноказахстанский филиал из Уральска. И вот уже три года подряд у нас идет вялотекущий процесс. Если бы исполнители были местные, с ними можно было бы по-другому разговаривать. Просто глаза в глаза смотреть и говорить: ну вы совесть имейте, вы шевелитесь! А коль они далеко, по телефону поругались - и все. Вот вчера им звонила, сегодня утром тоже. Обещают, что приедут скоро…
Местное управление культуры только отбивается от назойливых вопросов общественности и журналистов по поводу дома невесты. Три года назад громко объявили, что здание приведут в порядок к 2016 году. Но внешность “невесты” все хуже и хуже. За три года реальная работа на объекте проводилась от силы два-три месяца. Сотрудники “Казреставрации” здесь появляются в августе, а уже в сентябре сворачивают работу. В это время строительный сезон на севере Казахстана заканчивается. В первый год так и недоделали крышу. Во второй - бросили на полпути замену дренажной системы. Реставраторам еще и с погодой не везет. Все эти три года в Петропавловске аномально дождливые сезоны.
На счету РГП “Казреставрация”, кстати, немало успешных проектов по всей стране. Самые древние здания, которые довелось реставрировать, датируют XI веком. На своем сайте организация гордо рассказывает, как восстанавливала мавзолей Султана Бейбарса в сирийском Дамаске и мечеть в египетском Каире. Видимо, здание XIX века в Петропавловске - для них не тот размах.
- Очень слабых присылают нам сюда специалистов, они только называют себя реставраторами, - признается Людмила Сорокотяга, - грамотного и опытного-то видно сразу! Он не будет все задом наперед делать. А у нас одно не завершено, хватаются за другое, потом быстренько переходим к третьему. В итоге сейчас результат очень плохой. Ни одна работа еще не завершена, хотя, по идее, идет уже третий этап реставрации. В общем, сплошные недоделки. Мы пишем возмущенные письма и в Министерство культуры, и в “Казреставрацию”. Вроде бы нас услышали, обещали в этот - последний - год приехать не в августе, а уже в конце марта. Вот, ждем…
С этим зданием у петропавловцев связаны большие надежды. В небольших уютных комнатах купеческого дома хотят сделать музей памяти жертв политических репрессий. По примеру другого столетнего особняка, дома купца Юзефовича, памятника деревянного зодчества, где располагается сейчас музей изобразительных искусств. Его отреставрировали еще в восьмидесятых. Да так качественно, что дом этот украшает Петропавловск до сих пор и не требует никаких особых забот.
Дому невесты повезло меньше. Пока современные реставраторы “работают” - бросают недоделанной крышу и раскопанной траншею для дренажной системы, он под дождем и снегом все быстрее ветшает. И вряд ли теперь шестидесяти миллионов тенге для восстановления дома невесты будет достаточно.
Ульяна АШИМОВА,фото автора, Петропавловск