Дай “пять”!
Уже с нового учебного года первоклассники будут учиться не шесть дней в неделю, как все остальные, а пять. При этом каникулы сдвинутся на две недели и будут начинаться 1 июня. Это станет первым шагом к внедрению пятидневки, которую так бурно обсуждали всю минувшую неделю. Мы попытались разобраться, сколько сейчас учатся наши дети, что изучают и чем можно пожертвовать?
Что можно изменить?
Все эксперты, которых мы опросили, сходятся в том, что сократить какие бы то ни было предметы будет крайне сложно. Можно растянуть учебный процесс во времени - такие прецеденты в нашей стране уже были - и отправлять детей на каникулы не в конце мая, а в середине, а то и в конце июня, ведь после 5-го класса все школьники после начала каникул сдают экзамены. Вряд ли такой вариант глянется родителям. Или же увеличить количество уроков в день, но при этом давать детям возможность отдыхать за счет больших перемен, прогулок. Самый логичный путь - пересмотр программ, о котором и говорит МОН. Остается посмотреть, насколько успешно и быстро чиновники смогут его реализовать.
- Дело не в сокращении предметов, а в том, что они загружены информацией, которая школьникам попросту не нужна. Когда задумывали 12-летку, мысль была как раз в том, чтобы объем, который сейчас преподается за одиннадцать лет, растянуть на двенадцать, тем самым ослабив нагрузку на детей, - рассуждает кандидат педагогических наук Александр СЕМЧЕНКО. - Но этого не произошло, потому что все стали бороться именно за свой предмет: представители точных наук - за математику, языковеды - за казахский и русский и т. д. И каждый из них при очередной корректировке учебников насыщал их дополнительной информацией. В итоге в старших классах дети проходят то, что должны преподавать на первых курсах вузов. Поэтому я считаю, что ввести пятидневку можно за счет пересмотра объема учебного материала. На все это может уйти полтора-два года. Необязательно издавать новые учебники. Можно выпустить методические рекомендации, в которых будет указано, какие темы и разделы можно исключить из программы. Здесь нужна жесткая и продуманная политика министерства, потому что все предметники будут проталкивать свое. По результатам международных исследований, самый большой объем домашних заданий вынуждены выполнять именно казахстанские школьники. Программы настолько перегружены, что их невозможно усвоить в классе - приходится учиться еще и дома. Есть опасность того, что после введения пятидневки детям будут задавать еще больше. Поэтому нужно все очень четко изучить. Ведь вопрос не в том, сколько дней будут учиться дети, а в результате.
И еще: очень жаль, что инициативы идут не от министерства, а от президента. Разве он должен этим заниматься? У него много более важных дел. А когда все сводится к тому, что министерство просто ждет указаний сверху, мы и имеем такой результат в сфере образования.
Сколько предметов изучают наши дети?
В начальной школе практически все предметы, за исключением, пожалуй, самопознания, полностью повторяют те, что преподаются в большинстве стран мира: письмо, языки, математика, труд, ИЗО и т. д. ОБЖ и ПДД, о сокращении которых сразу после заявлений о пятидневке заговорили родители, как правило, преподаются в рамках предмета “познание мира”, а его, естественно, никто убирать из программы не будет.
Уроки, которые не относятся к числу базовых, появляются у наших детей в среднем звене. Например, в седьмом классе им предлагают прослушать курс “краеведение”, а в старших классах добавляется “Абайтану” - изучение жизни и творчества Абая (его рекомендуют штудировать на протяжении трех лет и посвящать этому один урок в неделю), “Алаштану” - история партии “Алаш” и религиоведение (здесь поскромнее -
по часу в неделю на протяжении года). Но все эти предметы относятся к тем, которые школы включают в расписание по своему усмотрению. То есть, по большому счету, старшаки могут их и не изучать. Но у нас, как вы знаете, принято выполнять команды сверху, тем более что все эти предметы рекомендованы к изучению президентом.
Вообще нужно пояснить, что для каждого класса в зависимости от языка обучения и направления - естественно-математического или общественно-гуманитарного - составляется типовой учебный план. Приведу в пример один из них, рассчитанный для 10-го класса естественно-математической русской школы.
Здесь девять инвариантных предметов (то есть тех, которые должны стоять в расписании обязательно и преподаваться именно в том объеме, который указан): математика, русский язык, литература, казахский язык и литература, иностранный язык, Казахстан в современном мире, самопознание, физическая культура, начальная военная подготовка (НВП).
Отдельно скажу о последних трех. Родители, бурно обсуждавшие тему пятидневки в соцсетях, решили пожертвовать в первую очередь ими. Так вот, на самопознание и НВП выделяется по одному часу в неделю, а на физ-ру - три. Итого пять уроков - фактически целый учебный день. Но повторяю, это те предметы, которые являются обязательными в любой школе - к факультативам и дополнительным они не относятся. А теперь -
вариативный компонент того же учебного плана. В нем перечислены те предметы, которые в таких школах преподают обязательно, но в том количестве, которое определит учебное заведение: физика, химия, биология, информатика, география, экономика, графика и проектирование, глобальные перспективы и проектная работа. Экзотичными кажутся только последние два, все остальные для нас привычны. В учебных планах для школ другого типа встречаются и такие предметы, как экономика, современное естествознание, всемирная история, основы филологии. Возможно, какие-то из них и пойдут под нож. Или?
Сколько должны учиться наши дети?
Согласно стандартам максимальные объемы недельной учебной нагрузки обучающихся (в академических часах), включая все виды классной и внеклассной (факультативные, индивидуальные и кружковые занятия) учебной работы, не должны превышать:
-первый класс - 24 часа;
- второй класс - 25 часов;
- третий класс - 29 часов;
- четвертый класс - 29 часов;
- пятый класс - 32 часа;
- шестой класс - 33 часа;
- седьмой класс - 34 часа;
- восьмой класс - 36 часов;
- девятый класс - 38 часов;
- десятый класс - 39 часов;
- одиннадцатый класс - 39 часов.
Сами понимаете, что при существующих стандартах вместить эти цифры в пять дней недели попросту не получится (не забывайте, что в началке может быть не более пяти уроков в день, лишь раз в неделю - шесть). Придется сокращать количество часов.
А вот не менее интересные цифры родителям на заметку. Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к объектам образования, рекомендуемое время (в астрономических часах) для выполнения домашних заданий составляет:
- во 2-3-х классах - не более 1,5 часа,
- в 4-5-х - не более 2 часов,
- в 6-8-х классах - не более 2,5 часа,
- в 9-11-х классах - не более 3 часов.
Проверить, насколько это выполняется, может каждый из вас. Просто возьмите дневник своего ребенка и подсчитайте, укладывается ли количество уроков и домашек в те стандарты, которые прописывают чиновники и санврачи.
Как это будет?
- С 1 сентября 2016 года пятидневку введут для первоклассников, которые начнут учиться по обновленным программам, - рассказала директор департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РК Жаныл ЖОНТАЕВА. - В 2017 году учиться пять дней будут также вторые (вчерашние первоклассники), пятые, седьмые и девятые классы - они тоже перейдут на новые программы и стандарты образования.
В 2018 году, как заявила в среду пресс-служба МОН, к ним присоединятся все остальные ученики. То есть полный переход произойдет через два с половиной года.
- За счет чего произойдет переход на пятидневку - сокращение предметов, их содержания, количества часов?
- Мы будем идти к интеграции ряда предметов, поэтому какие-то из них исчезнут из программы, - прокомментировала Жонтаева. - Но пока я не будут говорить что-то конкретное, потому что это не утверждено. Произойдут изменения и за счет пересмотра содержания образования. До 2019 года родители сами будут решать, со скольки лет - шести или семи - они хотят отдать ребенка в первый класс. А начиная с 2019 года все будут обязаны идти учиться только с шести лет. Мы видим, что ту программу, которую в этом учебном году мы апробировали в 30 школах, а в следующем будем внедрять во всех первых классах, спокойно осваивают шестилетки. Это подтверждают и психологи, и педагоги.
Оксана АКУЛОВА, Алматы
Опрос в тему
За счёт чего можно перейти к пятидневке?
- Сократить количество часов, отведенных на изучение предметов.
- Сократить количество предметов.
- Изменить содержание образования.
- Увеличить продолжительность учебного года и сократить каникулы.
- Пусть дети учатся шесть дней.
Проголосовать вы можете на сайте газеты “Время” www.time.kz в поле для комментариев к этой статье или, отправив свое мнение, на электронный адрес akulova@time.kz.