6419

Тюрьма беспросветная?

Председатель Верховного суда Кайрат МАМИ не раз подчеркивал в своих выступлениях, что ключевая роль в совершенствовании правосудия должна отводиться поэтапной гуманизации уголовного законодательства. Среди основных приоритетов Концепции правовой политики республики на период с 2010 до 2020 года названы и расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, и социальная адаптация, и реабилитация осужденных. Но почему же тогда экс-президент Казахского общества слепых (КОС) Байболат АУБАКИРОВ, полностью лишенный зрения, вынужден отбывать наказание в СИЗО без каких-либо условий для людей с ограниченными возможностями? 

- Налицо нарушение Международной конвенции по правам инвалидов. В этой конвенции оговаривается и содержание инвалидов по зрению в местах лишения свободы, но казахстанские ИВС, СИЗО, колонии сегодня под них не адаптированы, - рассказал газете “Время” юрист Сергей ОГАЙ, представляющий интересы КОС с 2013 года. - В развитых странах давно бы возмутились подобным нарушением ратифицированной конвенции. Я сам инвалид по зрению первой группы и знаю, насколько тяжело абсолютно слепому человеку адаптироваться в незнакомом для него месте без какой-либо поддержки, учитывая еще и местные порядки в колониях среди заключенных.
А ведь именно Байболат Аубакиров принимал активное участие в разработке Закона “О социальной защищенности инвалидов Республики Казахстан” в 1991 и 2005 годах, был членом координационного совета при Министерстве труда и социальной защиты населения, входил в состав рабочей группы по разработке национального плана действий на долгосрочную перспективу по обеспечению прав и улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями согласно положениям конвенции ООН “О правах инвалидов”. В 1992 году Аубакиров настоял на том, чтобы Казахское общество слепых приняли во Всемирный союз слепых, а в 1993 году - в Европейский союз слепых. Аубакиров является обладателем общественной премии для людей с ограниченными возможностями “Самғау” за достижения в области литературы, а его научные работы стали первыми и единственными, посвященными проблемам труда инвалидов в сфере производства! В частности, Байболат разработал и внедрил механизм стимулирования труда руководителей предприятий КОС, благодаря которому объем выпуска товарной продукции возрос с 465 миллионов в 2005 году до более 1,5 миллиарда тенге в 2011-м. Так действительно ли внедряется в уголовное законодательство заявленная гуманизация, если даже в ходе апелляционного заседания судья не поддержал ходатайство прокурора Асель КЕНЖЕГАЛИЕВОЙ о необходимости допросить экспертов для более эффективного и всестороннего исследования обстоятельств дела?
Этим вопросом задаются как представители КОС, так и родные Байболата Аубакирова, здоровье которого в условиях пребывания в СИЗО все ухудшается.
- Незрячему человеку небезопасно находиться в камере, которая не приспособлена для инвалида - в любой момент он может наткнуться на что-либо, поскользнуться, упасть. Кроме того, Байболат состоит на учете с артериальной гипертонией третьей степени, в любой момент у него может случиться криз, - обеспокоена здоровьем брата Зауреш АУБАКИРОВА. - Мой брат - человек с большим сердцем, с трезвым, аналитическим умом, Байболат сделал для людей больше, чем получил сам. Казахское общество слепых - это его детище, дело всей его жизни, и он боролся за то, чтобы сохранить целостность КОС, приумножить его достояние на благо простых членов общества. Я не располагаю статистикой, но уверена: в мире не так много тотально слепых руководителей крупных организаций с ученой степенью доктора экономических наук. Он академик Международной академии информатизации, получивший из рук Лидера нации почетное звание заслуженного экономиста Республики Казахстан. Кроме того, за свои трудовые заслуги Байболат был награжден орденами “Курмет” и “Парасат”.
Это подтверждают и представители Казахского общества слепых, которые обратились к нам в редакцию.
- Я потерял зрение в 1985 году. Когда я пришел в КОС, первым человеком, с которым я познакомился, был Байболат Абаевич, - рассказывает Улан АБИЛЬМАЖИНОВ. - В тот момент мне было так тяжело, что я не видел смысла жить. Но история Аубакирова, который пришел в общество простым рабочим, сумел стать грамотным руководителем, новатором, академиком, примерным отцом, стала для меня маяком в жизни. Статный, красивый, умный, он старался жить полноценной жизнью, несмотря на отсутствие зрения, и учил этому других. Байболат Абаевич всегда находил время на беседы с простыми рабочими, ведь он сам когда-то был одним из них. Я благодарю судьбу, которая свела меня с этим человеком, ведь не окажись его рядом, не поддержи он нужным советом, меня бы не было на этом свете... Под руководством Аубакирова КОС удалось вывести на самофинансирование без дотаций от государства, полностью сохранить имущество 28 предприятий в 16 регионах и обеспечить занятость 3000 инвалидов по зрению.
Но что же будет дальше с Казахским обществом слепых? Большинство незрячих, а это почти 20 тысяч человек, по своим физиологическим и психологическим особенностям люди не публичные, не могут открыто выразить свое мнение, понимание текущей ситуации. Что будет с ними?
- Недавно я встречался с замминистра соцзащиты, советником министра здравоохранения, они заявили: “Ваша война в КОС всем надоела”. Из-за этих разборок предприятиям КОС не хотят давать тендеры, простые члены общества лишаются работы, у многих упаднические настроения, - пожаловался нам директор алматинского учебно-производственного предприятия № 2 Аскар УВАЛИЕВ.
Аскар вступил в ряды КОС десять лет назад. Из простого рабочего он вырос до руководителя крупного предприятия. Его история - доказательство того, что на руководящие должности Аубакиров назначал не родственников и приближенных, а тех, кто действительно был этого достоин. Но некоторые из них, по словам Аскара, стали злоупот­реблять своим положением, из-за чего были судимы и уволены за нарушения.
- Добившись приговора Аубакирову, эти люди теперь делят власть в Казахском обществе слепых между собой. Вот увидите, время покажет, кто на самом деле развалил организацию. Но это однозначно не Аубакиров. Человек, который дал незрячим людям возможность учиться, развиваться и работать, сегодня отбывает наказание за дело всей своей жизни, и отбывает его в тяжелых условиях.
Последняя надежда родственников и представителей Казахского общества слепых на Верховный суд.
- Я считаю, что для нашей страны, оцененной во всем мире как миротворческая и ставящая во главу угла жизнь и интересы человека, такое наказание слепому с его достижениями, которые оценило как общество, так и правительство, просто несоразмерно. Какую опасность он может представлять обществу, будучи слепым, с пошатнувшимся здоровьем, в преклонном возрасте, что его так жестоко наказали? Почему Байболат никак не комментировал приговор? У моего брата такая позиция: он никогда не будет оправдываться за то, чего не совершал.

Дарья ГРОМОВА,фото из архива АУБАКИРОВЫХ, Алматы

Только факты

Отличник народного образования с 1990 года.
Председатель координационного совета обществ слепых союзных республик c 1991 года.
Доктор экономических наук с 1994 года.
Участник разработки Закона “О государственных закупках” в 2007 году, Налогового кодекса РК в 2008 году.
Почетный гражданин города Экибастуза с 2010 года.
Участник состава комиссии по трудовому обучению и профессиональной ориентации Европейского союза слепых с 2007 по 2011 год.
Автор книг “өмір ағысы” (2000 год), “КОСу - 70 лет” (2007 год), “Эволюция ограниченных возможностей к безграничным” (2014 год), четырех монографий, 17 брошюр и множества статей.
Отличник социального обеспечения с 2012 года.
Член Национального научного совета РК с 2015 года.
Член правления Всемирного союза инвалидов в настоящее время.
Имя Байболата Абаевича Аубакирова как ученого, исследовавшего специфическую отрасль экономики РК, внесено в Национальную энциклопедию Казахстана (том 1, стр. 698).

Поделиться
Класснуть