Трамвай-желание
Линия ЛРТ в Дижоне (Франция) очень похожа на алматинскую: те же 22 километра и 37 остановок. Но какие именно трамваи будут ходить в Алматы, пока неизвестно.
В пятницу в Алматы рассказали, какой будет в городе система ЛРТ - легкорельсового трамвая, который обещают запустить к 2020 году.
Вокруг этого проекта власти города колдуют уже давно. Первоначально они обещали, что современный экологичный высокоскоростной трамвай появится в городе к зимней Универсиаде, то бишь до февраля 2017 года. Но на практике все оказалось не так просто и радужно, как на бумаге: из-за затянувшихся проблем с поиском инвесторов, а затем и грянувшего экономического кризиса начало проекта пришлось отложить.
Теперь называют совершенно другие сроки: начало реализации проекта - 2018 год, его завершение - 2020-й. Маршрут протяженностью 22 километра 400 метров уже определен, и, судя по всему, это окончательный вариант: из Алатауского района - по улице Момышулы в южном направлении, затем на Толе би и по прямой практически через весь город до улицы Панфилова, потом вниз до Макатаева с поворотом на Жетысускую, недалеко от Центрального парка культуры и отдыха. Здесь будет другая конечная остановка.
У каждого трамвайного состава будут две кабины водителя с противоположных сторон. Это значит, что на конечных не нужно будет строить разворотные площадки. Доехав до конечной остановки, вагоновожатый будет просто переходить из одной кабины в другую.
Как говорят международные эксперты, которые сейчас находятся в Алматы и работают над реализацией проекта городского ЛРТ, строительство будет вестись одновременно на нескольких участках, и в 2020 году первый трамвай отправится в путь. К тому времени в Алатауском районе должны построить новое трамвайное депо - акимат города уже выделил для него 18 гектаров земли.
А на месте старого, на пересечении улиц Байтурсынова и Гоголя, вероятнее всего, разобьют новый парк для прогулок и отдыха горожан. Думаю, теперь, когда стало окончательно понятно, что старого трамвая в Алматы уже не будет, общественность особенно внимательно проследит за тем, чтобы на месте депо появился именно парк, а не очередной развлекательный центр или жилой комплекс.
Но почему отказались от старого депо?
- Там слишком мало места - всего два гектара, - пояснил руководитель группы по подготовке проекта ЛРТ Алматы Марсин ВАРДА. - Мы не сможем разместить на такой небольшой территории те трамваи, которые будем закупать. К тому же необходимо будет создать цеха по их ремонту и обслуживанию.
Здесь нужно пояснить, что те трамваи, о которых идет речь, отличаются от привычных нам советских “рогатых”. Это вагоны длиной от 29 до 35 метров (все зависит от конкретной модели и компании-производителя, которая пока не определена) и вместимостью 200 человек (столько пассажиров могут перевезти три автобуса). Вагоны низкополые (в их конструкции не предусмотрено никаких ступеней, они всего на пару-тройку сантиметров выше уровня земли, что облегчает посадку) и высокоскоростные (средняя скорость движения - 24 км в час, то есть можно полностью проходить маршрут всего за 60 минут).
Планируется, что будет закуплено 32 трамвайных состава, они будут ходить с интервалом в четыре минуты по специально выделенным транспортным коридорам, то есть на линии вообще не сможет заезжать другой транспорт, что в условиях Алматы весьма актуально. Старый трамвай двигался по городу со скоростью черепахи во многом из-за того, что на рельсы постоянно выруливали автомобили, загораживая проезд.
- Мы частично будем использовать существовавшие ранее маршруты, но при этом полностью поменяем инфраструктуру - на всем протяжении будут проложены новые рельсы, - рассказал Марсин Варда. - Где-то, как и раньше, они будут проходить посередине улицы (на Толе би, например), а на некоторых участках (в центре города) - с правой стороны проезжей части.
Эксперты объяснили, почему они решили использовать лишь ту часть старого трамвайного маршрута, которая проходит по Толе би, не задействовав при этом рельсы на улицах Кунаева и Байтурсынова.
- Мы ориентируемся на пассажиропоток. Для того чтобы проект стал окупаемым, им активно должны пользоваться люди, - сказала менеджер проекта ПРООН-ГЭФ “Устойчивый транспорт Алматы” Елена ЕРЗАКОВИЧ. - По поводу маршрута ЛРТ было много споров, но было решено проложить его именно так. Алатауский район будет бурно развиваться - там создадут индустриальную зону, людям нужно будет ездить туда не только домой, но и на работу. Толе би - одна из самых загруженных магистралей города. Улица Панфилова была выбрана из-за того, что она проходит рядом с одной из самых популярных станций метро “Жибек жолы” - это будет местом стыковки двух видов общественного транспорта.
Прогнозируется, что в день ЛРТ будут пользоваться 80 тысяч человек. Как показывает международный опыт, после запуска таких трамваев около 20 процентов автомобилистов, пользующихся этим же маршрутом, пересаживаются на новый вид транспорта. К тому же может измениться схема движения автобусов по Толе би еще до внедрения ЛРТ. Как мы писали, предполагается, что после введения на указанной улице выделенной полосы для общественного транспорта - она должна появиться уже этой весной - по ней будет курсировать один магистральный маршрут. Для него, как заметила Ерзакович, планируется закупить новые вместительные автобусы. Такая схема движения будет своеобразным предвестником ЛРТ. А в дальнейшем, после его запуска, возможно, сократят количество автобусов, которые будут курсировать по магистральному маршруту, чтобы не создавать конкуренцию трамваю.
И, наконец, про деньги. Общая стоимость проекта - 95,3 миллиарда тенге: государство вложит в строительство 36,4 миллиарда тенге, частные инвесторы - 58,9 миллиарда. Договор о государственно-частном партнерстве должен быть подписан уже в августе этого года. При этом, как заверяют эксперты, иностранные компании, работающие в этой сфере, активно интересуются проектом строительства ЛРТ в Казахстане. Так что будем надеяться на то, что через четыре года современные трамваи все же начнут курсировать по Алматы и наконец превратятся из мечты в реальность.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы