5243

Света маскировка

Лампочки в моей арендованной квартире засветились в тот же день, когда в нашей газете была опубликована статья “Светопредставление” (см. “Время” от 24.2.2016 г.) о том, как я неделю прожила без электроэнергии. А на­утро меня в свой рабочий кабинет пригласил директор департамента по сбыту ТОО “АлматыЭнергоСбыт” Владимир НАЗАРОВ (на снимке). Он сообщил: публикация вызвала большой резонанс в АО “Самрук-Энерго”, куда входит их ТОО, а света меня лишили вовсе не сотрудники энергокомпании, а… Впрочем, лучше расскажу обо всем по порядку.

Позвонив в день выхода статьи в редакцию газеты около пяти часов вечера, Назаров уточнил у меня номер лицевого счета квитанции по оплате электроэнергии, а затем огорошил: в их базе данных не было ни требования на отключение электричества в занимаемой мной с ребенком квартире, ни моей заявки на подключение! Выслушав мое недоумение по поводу беспросветной недели, директор департамента пообещал разобраться с этим вопросом, несмотря на то, что рабочий день у электриков уже закончился.
Придя домой около семи вечера, я была приятно удивлена: свет дали! Однако на следующее утро в кабинете у Назарова меня… укоряли тем, каких усилий стоило восстановить электроснабжение моего скромного жилья.
- Пришлось отрывать наших рабочих от другого объекта, чтобы они приехали к вам и нажали кнопку автомата! Проблема была внутри домовых сетей: выбило автомат возле счетчика, который и отключил вашу квартиру от света. Причин могло быть несколько: счетчик морально устарел и выработал свои ресурсы, включились сразу все электроприборы, кто-то из соседей выполнял какой-то вид деятельности в щитке… Вы с самого начала обратились не туда!
- Но ведь именно сотрудница вашей компании сообщила мне, что мою квартиру отключили от электричества из-за долга, а для подключения необходимо погасить задолженность и приехать в ваш офис, чтобы оставить заявку! - парировала я, прекрасно помня подробности своего вынужденного визита в электросервисную компанию. - Причем я была у вас в пятницу, и мне пообещали дать свет только во вторник, но и этого, к сожалению, не произошло!
В дальнейшем наш диалог превратился, как это часто, увы, бывает в подобных случаях, в поиски “стрелочника”.
- Благодаря вашей статье мы уволим эту сотрудницу за неквалифицированные действия. Она работает без году неделя, - сообщил Назаров.
- Может, как-то разъяснить ей ее ошибки, ведь людям сложно в кризис без работы...
- Мы должны же как-то реагировать на разгромные статьи! Штрафовать и накладывать взыскания на сотрудницу мы не имеем права, не госорган. К тому же нам не нужны сотрудники, которые вводят людей в заблуждение! Когда в квартире пропадает напряжение, надо сначала на месте выяснить почему...
- Но я не могу со своим гуманитарным образованием сама устанавливать эту причину и потому боюсь лезть в щитки и электро­счетчики! Мало ли…
- Но если у человека есть образование энергетика, электрика или он разбирается в этом, то почему бы и нет? Не можете установить сами причину - обратитесь в КСК, где в штате есть рабочие-электрики. Вот если бы они пришли и сказали, что вас отключил поставщик электроэнергии, тогда и надо было к нам обращаться! На месте отключения всегда ставится пломба. В ТОО “АлматыЭнергоСбыт” отработано положение отключения. Сами мы отключение не производим, а по­даем заявку в “Алатау Жарык Компаниясы”, но только при условии, что у потребителя имеется задолженность 5000 тенге за три месяца и более! Согласно правилам пользования потребителя мы уведомляем в любом случае за месяц, уведомление печатается в квитанциях автоматически! Автоматически программа выдает и акт об отключении, где уже все заполнено.
- Но почему тогда бы вам и свет не подключать автоматически сразу после уплаты долга? Многие жалуются на то, что приходится ждать долго.
- А вы хотите, чтобы как “скорая помощь”? Потребитель тянул, не платил три месяца, а тут заплатил - и его сразу же должны подключить?! Мы подключаем с момента уплаты долга в течение двух рабочих дней. Новые счетчики предусматривают возможность и дистанционного подключения, но это будет работать только тогда, когда они будут установлены по всему городу.
Что касается оплаты 2400 тенге за повторное подключение, продолжал Назаров свои пояснения, то любое подключение потребителей всегда будет предусматривать оплату этой суммы, так как первичным подключением, оказывается, считается... первая подача электроэнергии в новый дом! Так и хотелось в тот момент воскликнуть словами незабвенного Александра Сергеевича: “О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг...”! А мы тут какие-то - даром что утвержденные правительством еще аж в конце 2000 года! - правила предоставления коммунальных услуг штудируем в поисках истины.
В общем, как вы понимаете, вспоминать свою беспросветную неделю было уже бессмысленно.
А Назаров еще подчеркнул, что подход к потребителям у них самый что ни на есть клиенто­ориентированный: в компании идут навстречу многодетным семьям, малоимущим. Правда, по словам самого же Назарова, не сразу, а после просьб и ряда телефонных звонков... самого директора своим подчиненным.
Но, замечу, не каждый рискнет идти на прием к руководству компании, особенно квартирант. Кстати, для тех, кто не знает: представлять собственника жилья в подобных коммунальных разборках квартиросъемщик может только по нотариально заверенной доверенности владельца жилья. И это не единственное условие. Какие еще, надо полагать, вам любезно расскажут в электросетевой компании.
Вместо P. S. Во время подготовки этой статьи мне позвонили из пресс-службы “АлматыЭнерго­Сбыта” и попросили не обижать их. Да какие проблемы! Если компания сама не будет вводить в заблуждение потребителей, то, думаю, и ее никто… не заметит. Главное, люди, платите вовремя!

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира Заикина и с интернет-ресурсов, Алматы

Комментарий в тему
Александр КАПЛАН, юрист:
- Приборы учета и распределения электроэнергии (счетчики) являются довольно сложным и небезопасным устройством, поэтому пусконаладочные работы должны выполнять только специалисты.
Что касается повторного подключения потребителей после отключения. Если потребитель отключен за нарушение договора электроснабжения, то согласно пункту 62 правил пользования электрической энергией подключение производится энергопередающей (энергопроизводящей) организацией только после устранения нарушения и оплаты услуги за подключение. Какого-то определенного срока для повторного подключения не предусмотрено.

Поделиться
Класснуть