15003

Светопредставление

Наш корреспондент лично испытал “клиентоориентированный подход” основного поставщика электроэнергии населению южной столицы

Аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК, подводя недавно итоги социально-экономического развития города за прошлый год, возмутился предложением сотрудников жилкомхоза отключать электроэнергию при задолженности горожан по любым видам комуслуг, заявив: людям зимой нельзя сидеть без света, ведь в кризис порой сложно оплачивать своевременно все коммунальные счета. Но, похоже, это замечание главы города просвистело мимо ушей управленцев и монополистов, которые отключают свет при задолженности всего лишь в 2000 тенге (!), а вот подключают долго и проблемно.

На сайте основного поставщика электроэнергии в казахстанском мегаполисе “Алматы­ЭнергоСбыт” среди задач и целей компании значится: “реализация клиенто­ориентированного подхода в процессе осуществления своей деятельности”. Я убедилась в том, что для обыч­ного потребителя это не больше, чем слова. Оплатив на новой съемной квартире долг бывшего квартиранта и свой за декабрь, я оставалась должна за январь: квитанцию за тот месяц принесли позже обычного. Признаться, я меньше всего ожидала, что за месячный долг у меня могут возникнуть проблемы с электричеством - многие мои знакомые спокойно платили за свет сразу за пару-тройку месяцев, причем их долги превышали 10 тысяч тенге.
Когда неделю назад, в минувшую среду, я пришла домой и обнаружила, что в квартире нет света, то поначалу даже не стала выяснять, почему - его в тот вечер не было почти во всей верхней части города. В четверг беспросветная ситуация насторожила, я стала названивать в “АлматыЭнергоСбыт”, но дозвониться удалось только в пятницу утром - видимо, так сильно была перегружена линия. На том конце провода мне сообщили, что для подключения необходимо приехать в районное отделение №6, привезти уже оплаченные за электричество квитанции, написать соответствующее заявление и заплатить за подключение 2400 тенге.
Погасив задолженность, я приехала в это отделение, где сотрудница попросила меня предъявить уведомление... об отключении электроэнергии, которое ко мне и не приходило.
- Странно, должно было придти, - удивилась она, тут же пояснив. - Сейчас, если долг превышает всего 2000 тенге, мы уже подаем заявки на отключение.
Как выяснилось в ходе нашего разговора, подключат к свету мою съемную квартиру только... в понедельник.
- То есть все выходные я буду без света? - вырвался из меня удивленно-вопросительный возглас.
- Да, в выходные мы же не работаем, - спокойно ответила женщина. - Ожидайте в понедельник в течение дня, придет мастер.
- А разве нельзя сейчас отключать и подключать дистанционно? - начала я собираться с мыслями. - Ведь новые счетчики, которые нам установили, пре­дусматривают такую технологичную возможность...
- Они предусматривают. Но это будет в дальнейшем. Отключаем и подключаем пока вручную.
Уже на лестнице внимательная сотрудница догнала меня, “обрадовав”: подключат не в понедельник, а во вторник, так как у них в компании кроме выходных еще есть и очередь.
Придя в себя от этого визита к энергетикам, я, не поленившись, погрузилась в Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные правительством еще 7 декабря 2000 года. Оказалось, мои сомнения не беспочвенны: согласно этим правилам, при задолженности отключение электроэнергии должно производиться только после предварительного письменного уведомления потребителя, причем за месяц до того, как ваши провода откусят кусачки! Отключение электроэнергии без письменного предупреждения потребителя является неправомерным. Кроме того, выяснила я, “энергопередающая организация подает напряжение отключенному объекту в течение первого рабочего дня с момента уведомления об устранении причин отключения”! При этом потребитель “обязан оплатить стоимость подключения электрической энергии, но только в случае повторного отключения за неоплату, в первый раз подключение производится бесплатно (выделено мной. - Е.Т.)”.
Конечно, в том, что нам, должникам, отключают свет, виноваты мы сами. Но где же хваленый клиентоориентированный подход, которого требовал добиваться градоначальник? Почему поставщика электроэнергии заботит только отключение, и неважно, какие обстоятельства привели к этому - материальные трудности, смена работы, болезнь или смерть человека? А подключения приходится добиваться и ожидать несколько дней - почему?
Я, конечно, могла воспользоваться своим профессиональным положением - обратиться как журналист к руководству энергокомпании со всеми вытекающими для ее сотрудников последствиями, что могло бы ускорить решение моей житейской проблемы. Но все дело в том, что я столкнулась с ней как самый обычный, рядовой потребитель и теперь на собственном опыте знаю, почему к нам в редакцию так часто обращаются обиженные на “АлматыЭнергоСбыт” граждане.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

P.S. Несмотря на обещания, вчера мою квартиру к электричеству так и не подключили.

Комментарий в тему

Александр КАПЛАН, юрист:

- Согласно п.51 Правил пользования электрической энергией, утвержденных приказом министра энергетики республики от 25 февраля 2015 года за №143, энергоснабжающая или энергопередающая (энергопроизводящая) организация прекращает (ограничивает) поставку электроэнергии задолжавшему потребителю, использующему электроэнергию не для бытовых нужд, письменно предупредив (путем выставления уведомления) или направив ему уведомление на электронную почту, факс не менее чем за 3 (три) рабочих дня до отключения. Потребитель же, использующий электроэнергию для бытовых нужд, должен быть предупрежден об отключении не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней.
Кроме того, согласно п.22 Типового договора электроснабжения, утвержденного приказом министра энергетики от 20 марта 2015 года за №233, поставщик электроэнергии обязан письменно уведомить потребителя перед отключением за неуплату. Таким образом, отключение электрической энергии без уведомления потребителя является незаконным. Потребитель, которому отключили свет без уведомления, имеет полное право обратиться с жалобой на компанию в акимат или в прокуратуру, а также в суд.

Поделиться
Класснуть