6540

“Онай!” нам только снится

Со следующего понедельника в Алматы начнут штрафовать безбилетников в автобусах и тех водителей, которые продолжают собирать деньги за проезд с пассажиров наличными. В понедельник в южной столице заработало в полную силу электронное билетирование пассажиров, но, несмотря на запрет на использование наличных, тенге по-прежнему в ходу. В этом мы убедились, выехав с утра в рейд.

Садимся в первый попавшийся автобус - № 141, следующий по проспекту Райымбека. Без проблем оплачиваю проезд карточкой. У фотокора ее нет, приходится обращаться к водителю:
- У вас “Онай!” есть?
Ответ утвердительный. Четыреста тенге - и электронный билет в кармане.
“Неужели заработало?” - удивляюсь про себя.
Выходим через несколько остановок. Терминалов, при помощи которых можно пополнить карту, поблизости нет. Не вижу в этом проб­лем: у меня единая карточка, значит, заплатить с ее помощью можно сразу за нескольких человек - сама об этом не раз писала. Входим с фотокором в автобус № 133. Прикладываю билет к терминалу: оплата произведена. Делаю это во второй раз - платеж не проходит.
- Что это значит? - обращаюсь к водителю.
- Единой картой можно оплатить только один раз.
- С чего вы это взяли? - наступаю.
- Ну им же надо как можно больше карт продать, вот они и ввели такую систему, - со знанием дела докладывает рулевой. - Что делать? Платите наличными. Контролер? Не переживайте, я отвечаю.
И наш фотокор вынужденно протягивает 80 тенге водителю. На следующей же остановке в салон входят контролеры в форме “Онай!”. Уточняю, почему нельзя заплатить одной картой несколько раз.
- Многие об этом спрашивают. Нам сказали, что проблема решится до конца января и потом это можно будет сделать, - оправдывается девушка в форме.
Протягиваю карту. Все в порядке. А что же наш фотокор?
- Он мне заплатил! - выкрикивает водитель.
И у контролеров, к моему удивлению, нет вопросов ни к нему, ни к пассажиру.
На следующей остановке пополняем счет. Проверяем, как быстро деньги окажутся на карточке. Почти моментально. По крайней мере, через пару минут без проблем оплачиваем проезд в следующем автобусе - № 72. Здесь водитель тоже без зазрения совести берет деньги. Замечаю, что тех, кто по-прежнему предпочитает наличные, не так уж и мало. На них контролеры смотрят сквозь пальцы и предлагают им купить карточки. Причем есть те пассажиры, которые наотрез отказываются это делать. На наших глазах молоденькая девушка, не оплатившая проезд, долго спорила с контролером и отказывалась покидать автобус.
- Мне не нужна ваша карточка, у меня есть только 80 тенге, которые я заплачу водителю, - упиралась она.
Но даже это не самое удивительное. Оказывается, что в автобусах 65-го маршрута до сих пор работают кондукторы.
- А я думала, вас больше нет, - пошутила я, войдя в один из таких.
- Работаем. Все равно тех, кто платит наличными, больше, - делится сборщик денег со знанием дела своей статистикой.
Правда, в салоне есть и действующие терминалы, и кондуктор пристально следит за теми, кто платит карточкой. Все под контролем! Чтоб ни один безбилетник не проскочил.
В автобус этого маршрута контро­леры “Онай!”, которых мы замечаем на остановке, почему-то не входят. Для полноты картины садимся в муниципальный автобус № 92. Здесь-то не должно быть никаких нарушений. Без проблем оплачиваем проезд и расслабляемся, даже не надеясь увидеть что-то интересное. Но буквально на следующей остановке в салон входит женщина и начинает спрашивать:
- А кому платить?
- С деньгами - сюда, - любезно приглашает водитель. Оказывается, что и здесь кэш в ходу!
На остановке напротив торгового центра “Мерей” входим в автобус № 263. Он идет до поселка Байсерке. Это один из перевозчиков, обслуживающих пригородные марш­руты. Такие не имеют права собирать пассажиров, которые едут по городу. Но на деле происходит именно так. В салоне нет даже намека на терминал, наличными заведует бойкий кондуктор. Он сразу же проходит по рядам: с тех, кто едет по городу, берет не 80 тенге, как на алматинских маршрутах, а всего 50. Все так же, как и до внедрения системы. Сколько ни грозились алматинские власти навести здесь порядок, да только обещания по обыкновению так и остались на бумаге.
- А что - терминала у вас нет? - притворно удивляюсь.
- Нет и не будет, - почти смеется кондуктор в ответ. - Зачем они нам нужны?
- И правильно, - поддерживает дама, сидящая позади. - Меня вот сейчас из автобуса из-за этой карточки высадили! Оказалось, что денег на балансе нет, а я и не знала про это. Хорошо, что хоть не оштрафовали!
Через несколько остановок выходим. И здесь замечаем контролеров “Онай!”, но они почему-то на подъехавший автобус не реагируют, хоть и работы у них нет. Видимо, знают, что ловить в нем нечего и некого.
В чем еще неудобства? Терминал в автобусах далеко не всегда проводит оплату с первого раза - приходится прикладывать карту несколько раз. В час пик из-за этого могут возникнуть заторы у заветных аппаратов. К тому же далеко не все из них работают, в нескольких автобусах из двух терминалов оплату принимал только один.
Итог нашего рейда: в любом автобусе можно расплатиться наличными, несмотря на запрет на это. Очередной сбой системы?

Только цифры

 - По состоянию на утро 11 января в Алматы была выдана 346 741 льготная транспортная карта, продано 214 086 единых транспортных карт.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Комментарий в тему

Председатель правления ТОО “Транспортный холдинг города Алматы” Рифат АБДУРАМАНОВ:

- Проблем много. Люди будто сегодня только проснулись - у многих нет карт, поэтому их очень быстро раскупают. В понедельник все 340 контролеров, которые сейчас работают в холдинге, вышли на работу. Пока они никого не штрафуют, ограничиваясь лишь разъяснительной работой. Но с 18 января мы начнем проводить совместные с полицией рейды и наказывать как безбилетников (штраф 4242 тенге), так и тех водителей, которые берут наличные (штраф 10 605 тенге).
- Почему одной картой нельзя провести оплату несколько раз?
- Это было сделано по просьбе людей. Некоторые, не разобравшись в системе, прикладывали билет к терминалу несколько раз, и он списывал деньги со счета. Поэтому мы ввели промежуток в полтора часа, в течение которого в одном автобусе нельзя расплатиться дважды одной и той же картой. Это правило будет действовать и в дальнейшем. Так что каждому члену семьи нужно будет иметь свою карту.
- Во всех автобусах, в которые мы входили, берут деньги. Вам не кажется, что это провал?
- Тяжело за один день полностью отменить наличные. Мы видим, что количество транзакций за последнее время выросло значительно. Будем наказывать тех, кто не следует установленным правилам. Думаю, что к концу января мы полностью уберем наличные из общественного транспорта.

Поделиться
Класснуть