2977

Заманчивый капкан

Есть ли смысл платить за дополнительную гарантию на бытовую технику?

В незавидном положении оказался наш читатель Ибраим АКБЕРГЕН из Алматы. Три года назад, побывав на открытии одного из престижных торговых комплексов, он приобрел в расположенном там магазине техники ноутбук. К основной покупке ребята-продавцы предложили доктору наук приятную услугу в нагрузку - программу дополнительного сервиса на целых три года. Услуга, правда, стоила недешево - 12 790 тенге. Однако, по уверению продавцов, была очень выгодной. По условиям дополнительного сервиса в течение трех лет в случае поломки или заводского брака магазин обязуется ноутбук отремонтировать или обменять на новый. Если же, к счастью, поломки не произойдет, то сертификат не пропадет: на эту сумму покупатель может приобрести другой товар на свое усмотрение (разумеется, с доплатой, если сумма покупки будет выше стоимости дополнительного сервиса). Заманчиво, правда? А главное - беспроигрышно.
Три года пролетели незаметно, купленный ноутбук работал бесперебойно. А приобретенный сертификат ждал своей участи. Поскольку техника не подвела, Ибраим-ага отправился в тот самый магазин, чтобы воспользоваться суммой сертификата и прикупить чего-нибудь. И вот тут-то нашего читателя ждало сильное разочарование. В магазине его огорошили известием, что для покупки техники на сумму сертификата нужно было за две недели до окончания срока его действия обратиться в магазин с соответствующим письменным заявлением. А поскольку ничего такого он не предпринял и действие сертификата уже истекло, то и с магазина взятки гладки.
Ситуация нам показалась крайне любопытной, и мы решили выяснить, как же все-таки работает предлагаемая сотням покупателей система так называемого дополнительного сервиса.
На том конце телефонной трубки сотрудница колл-центра известной сети магазинов бытовой и прочей техники после первого же нашего вопроса взяла паузу. А мы всего-то поинтересовались: на какой срок покупает дополнительный сервис потребитель? На три года? Тогда срок действия сертификата должен начинаться с момента окончания гарантийного срока, который выдает на товар производитель, ведь условие гарантии от производителя никто не отменял. Если это не так, то потребитель практически из своего кармана оплачивает год гарантийного обслуживания, заложенный производителем. В противном случае реальный срок действия сертификата не три года, как обещает продавец, а два. Стало быть, каждый дополнительно купленный год гарантии обошелся нашему читателю не в 4263 тенге, а в 6395 тенге. Не дешевле ли за свой счет отремонтировать технику в случае поломки?
Ответа не прозвучало.
Тогда мы стали выяснять: когда именно покупатель должен обратиться в магазин за отовариванием сертификата? Вопрос далеко не праздный. И именно он стал камнем преткновения между нашим читателем и магазином. Ведь в самом сертификате ни слова о столь важной процедуре. “За две недели до окончания срока сертификата”, - пояснила сотрудница колл-центра. Это прописано в сертификате? Оказалось, что нет, но информацию о двухнедельном режиме, как нас пытались уверить, сообщали продавцы-консультанты при оформлении сертификата. Сообщили ли? Вспомнит ли через три года покупки потребитель об этом важном, но нигде не зафиксированном условии? А если ноутбук с сертификатом мне преподнесли в подарок, как я узнаю о необходимости загодя обращаться в магазин, для того чтобы сертификат все же использовать? “Об этом нужно спрашивать у тех, кто дарит”, - настаивала сотрудница колл-центра. “А почему именно за две недели нужно заявить о покупке другого товара на сумму сертификата? И когда нужно будет совершить эту покупку?” - не унимаемся мы, ведь поломка может случиться в последний день, а то и вечер действия сертификата? Как быть в этом случае? Можно ли тогда получить оплаченную три года назад услугу на следующий день после поломки, когда у сертификата, по сути, истек срок действия? Эти вопросы поставили представительницу магазина в тупик, но после совещания с кем-то нам предложили вариант - обратиться в магазин с письменным заявлением для положительного решения вопроса. Вот только незадача - Ибраим Акберген с таким письмом в магазин уже обращался и… получил отказ!
Сколько еще капканов и капканчиков расставит продавец для зазевавшегося покупателя, остается только догадываться. Что делать в этом случае? Быть бдительными? Да. Отстаивать свои права? Да.

Совет юриста

Услуга - это такой же товар. Согласно ст. 25 Закона РК “О защите прав потребителей” продавец обязан предоставить покупателю полную информацию о товаре или услуге, в том числе и об особенностях предлагаемой услуги. В данном случае сделано этого не было. Процедура и сроки предъявления сертификата для исполнения нигде не оговорены. Это значит, что у потребителя есть возможность обратиться в суд по месту нахождения магазина с исковыми требованиями и обязать продавца исполнить свои обязательства - предоставить возможность сделать покупку на сумму сертификата. 

Подготовила Иннеса Кауфман, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть