Если ценники врут...

Вы выбираете понравившийся товар - ломтик сыра, банку сметаны, блузку, тапочки, напильник... Вас устраивает внешний вид, размер, качество и, разумеется, цена. Однако на кассе, а часто и после того, как вы получите чек, вас может ждать крайне неприятный сюрприз - цена в чеке странным образом может измениться, и как вы правильно догадались, в сторону увеличения.
Что делать в этом случае? Можно, конечно, махнуть рукой и купить товар по более высокой цене. Потому что спорить не в ваших правилах, да и воспитаны вы не так и доказывать кому-то что-то считаете делом бесполезным. Можно отказаться от покупки или вернуть товар обратно - именно это предлагают продавцы, поставленные перед фактом несоответствия цен. А можно…
Для начала вы должны знать, что можете законно требовать возместить вам разницу между ценой на этикетке и ценой, пробитой в кассовом чеке. Дело в том, что вы как потребитель имеете полное право на достоверную информацию о товаре. В том числе и информацию о цене. Указывая стоимость товара, продавец предлагает вам, говоря языком юридическим, так называемую оферту - публичное предложение для заключения договора, в данном случае договора розничной купли-продажи. Знайте, что отговорки типа: “У нас прошла переоценка, и мы не успели поменять ценники” - не имеют никакого значения. Потребитель не должен отвечать своим кошельком за неразбериху в управлении магазином. Поэтому начинайте действовать.
Тут же на месте потребуйте от администрации магазина соблюсти требования закона и возместить вам сверх уплаченную сумму или пробить чек по цене, указанной на этикетке. Если ваше требование не возымело должного эффекта, не стоит отчаиваться. Необходимо зафиксировать сам факт расхождения цен - например, найти свидетелей и отразить все на бумаге, скрепив написанное подписями. Если свидетели - незнакомые вам люди, то не забудьте взять у них координаты. Можно поступить по-другому - сделать фото ценника на фоне интерьера магазина. Затем потребуйте книгу жалоб и предложений, где, указав дату и время, опишите случившееся, а также реакцию администрации магазина в ответ на вашу просьбу. После этого вы имеете право обратиться с заявлением в департамент по защите прав потребителей. Сейчас в Казахстане так именуются бывшие управления санитарно-эпидемиологического надзора. Разобраться в вашем деле помогут и общества по защите прав потребителей. Кстати сказать, во многих торговых точках, особенно это касается крупных супермаркетов, подобные ситуации разрешаются в пользу покупателя незамедлительно.
Подготовила Иннеса Кауфман, Алматы

