6382

Депутаты - полицейским: Разрешите вас поправить!

На минувшей неделе мажилис одобрил в первом чтении поправки в закон о дорожном движении. Теперь, во втором чтении документа, депутаты нижней палаты будут обсуждать его детально, как говорится - постатейно. Так что пока трудно сказать, какими теперь будут обновленные ПДД. Мы с помощью наших экспертов попытались разобраться в том, как может измениться “популярный” в народе закон.

Что депутату хорошо...

Депутат мажилиса Галина БАЙМАХАНОВА (на снимке) возглавляет рабочую группу, подготовившую пакет этих поправок.
- Как только заработало это профильное законодательство о дорожном движении и вступили в силу некоторые новшества в ПДД, в обществе поднялась волна возмущения, - вспоминает Галина Александровна, - к нам стали поступать жалобы. Особенно это касалось двух запретов: на парковку в местах, не оборудованных специальными знаками, и выход из машины водителя и пассажиров без разрешения полицейского. Стало понятно, что в закон срочно нужно вносить изменения, чтобы снять ажиотаж. По первому пункту в МВД с нами согласились, и он почти сразу был отменен.
А второй до сих пор действует. Причем депутаты еще на стадии принятия законопроекта предлагали дать этот запрет, но в несколько другой, скажем так, облегченной редакции: все же позволить пассажирам выходить из авто, а водитель бы оставался на своем месте до соответствующего разрешения полицейских. О том, судя по всему, теперь договорились нардепы и представители МВД.
Вообще же нынешние поправки в законодательство о дорожном движении в основном касаются международных перевозок и тех, которые на территории Казахстана осуществляют иностранные физические и юридические лица. Что же будет интересно простым автомобилистам?
Предлагается создать при правительстве нацсовет по безопас­ности дорожного движения, который мог бы консолидировать действия разных органов, работающих в этой сфере.
В поправках есть пункт, который разрешает выезд на встречную полосу в случае вынужденного объезда преграды (допустим, при аварии или проведении ремонтных работ).
С подачи депутатов будет расширен список так называемых красивых номеров: к ним добавятся не только цифровые, но и буквенные выражения.
Некоторые парламентарии предлагали внести поправку, разрешающую велосипедистам ездить по тротуарам - сейчас они обязаны двигаться по проезжей части. Но другие депутаты с этим не согласились, ратуя за права и интересы пешеходов.
Был пункт и об отмене штрафа за стоянку на тротуарах: мол, в городах не хватает парковочных мест. Но и этому предложению большинство “включило” красный свет.
Вместе с тем одобрена мера, которая позволит в 7-дневный срок оплачивать штраф с 50-процент­ной скидкой - сейчас это можно сделать лишь в том случае, если протокол оформлял сам полицейский.
- Нам пришлось согласиться с тем, что норма, предписывающая обязательное включение ближнего света фар, нужна, и этот пункт в правилах останется, хотя были предложения ее отменить, - продолжает Галина Александровна. - Все же это один из методов повышения безопасности на дорогах.
- А обязательное использование детских удерживающих устройств?
- Поправки, касающейся их отмены, нет и быть не может! К сожалению, год назад, когда люди узнали об этой норме, МВД не смогло вовремя и четко все объяснить. Поэтому и пошла волна недовольства. Но на самом деле автокресла нужны. Что касается понижения размеров штрафов, о котором стали активно говорить в последнее время, то речь идет только о некоторых из них. В основном они касаются грузовых перевозчиков, перегрузки транспорта - их не так много. Интересы массы участников дорожного движения задевают лишь некоторые штрафы. В какой-то части, наоборот, произойдет ужесточение. Например, наказание за отказ от медицинского освидетельствования.

...над тем в МВД еще подумают

- Пока мы не можем комментировать эти поправки развернуто, потому что они еще не приняты окончательно, - сообщил “Времени” зампредседателя комитета административной полиции МВД Алибек КЕНИСПАЕВ (на снимке).
- Но ведь вы уже комментировали некоторые из них. Например, говорили, что включенный свет фар снижает аварийность.
- Да, действительно снижает. Много споров вызвал и запрет выходить из машины без разрешения полицейского. Но мы убедились в том, что эта мера имеет хороший профилактический эффект и дисциплинирует водителей, прививает им законопослушное поведение. Почти за год за нарушение этого правила мы привлекли к ответственности около 3000 автомобилистов. Сейчас речь идет о том, чтобы разрешить лишь пассажирам беспрепятственно выходить из авто, остановленное дорожным патрулем. Водитель должен оставаться на своем месте. Если эта мера будет принята, то мы будем ее исполнять.
- Насколько с повышением штрафов снизилось количество ДТП и жертв аварий? Автомобилисты считают, что их величина никак не влияет на безопас­ность на дорогах.
- Размер штрафов, безусловно, играет свою роль. Чем они выше, тем меньше аварий - это подтверж­дает и наша статистика. Но дело не только в штрафах - в стране действует целый комплекс мер по улучшению безопасности дорожного движения. И все они вкупе дают результаты: по нашим данным, в 2014-м и по итогам десяти месяцев этого года наблюдается снижение ДТП, количества раненых и погибших в них. И это, замечу, на фоне роста автомобилизации населения - в этом году мы дополнительно поставили на учет 260 тысяч транспортных средств. В стабилизации аварийности на дорогах значительную роль сыграл именно административный ресурс, в том числе и повышение штрафов. Если человек не нарушает, он их и не платит. Так чего же тогда бояться? Я считаю, что штрафы работают и оказывают свое воздействие в части профилактики грубых нарушений.
- Но ведь штрафы действительно несоразмерны уровню доходов среднестатистического гражданина, особенно сейчас, когда так подорожала жизнь.
- В следующем году будут рассматриваться предложения о совершенствовании норм административного законодательства. Я не могу утверждать, что какие-то штрафы будут пересмотрены, - не имею на это право. Размеры штрафов предусмотрены Административным кодексом, который обсуждался и в парламенте в том числе. К тому же не забывайте о том, что в пакете поправок предусмотрена возможность в 7-дневный срок оплатить половину штрафа.
- Ваше ведомство критикуют за низкое взыскание штрафов. Ну не платят наши люди - это надо признать! Какие принимаете меры?
- На самом деле у нас здесь неплохие показатели. Просто есть процедуры, из-за которых невозможно сразу же применять меры принудительного взыскания штрафов, существуют определенные сроки. Поэтому текущие показатели кажутся низкими. В этом году мы взыскали более 8 млрд. тенге штрафов прошлых лет - это почти 75 процентов, это очень высокий уровень! Мы не собираемся вводить в этой сфере какие-то ужесточающие меры.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА,Алматы

Только цифры

- В 2014 году количество ДТП в стране сократилось по сравнению с предыдущим годом на 13 процентов (с 23 359 до 20 378), число погибших в них - на 15 процентов (с 3037 до 2585 человек), раненых - на 13 процентов
(с 29 872 до 25 942).
- За десять месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого количество аварий уменьшилось на 6,5 процента (с 16 729 до 15 643), погибших - на 4,6 процента (с 2126 до 2028 человек), раненых - на 6,1 процента (с 21 207 до 19 904).
- За 10 месяцев вынесено 1,7 млн. постановлений о наложении штрафов на общую сумму более 15 млрд. 635 млн. тенге. Взыскано в бюджет государства более 7 млрд. 221 млн. тенге. Уровень взыскания составил 46,2 процента.

Поделиться
Класснуть