Ищите женщину!
Новая команда, пришедшая управлять ГКП “Горводоканал” Экибастуза, явила маленькое экономическое чудо - умудрилась погасить полуторамиллиардные долги, втрое снизить количество аварий и главное - спасти от обезвоживания Караганду и Темиртау. Причем секрет успеха оказался поразительно прост.
Водоканализационное предприятие Экибастуза лихорадило долгие годы. В 2007 году, когда сюда пришли дамы из новой управляющей компании - ТОО “Экибастузэнерго”, просроченная кредиторская задолженность, задолженность перед работниками по заработной плате и в пенсионный фонд достигла полутора миллиардов тенге. Причем пенсионные отчисления ни за одного из 790 работников предприятия не производились с 2001 года.
Вроде не самые тяжелые времена были в стране, а экибастузское водоснабжающее предприятие, которым в то время была компания под названием “Экибастуз-су”, умудрилось поставить в критическую ситуацию не только себя, но и канал имени Сатпаева, снабжающий водой также Караганду и Темиртау. В 2006 году, когда долг “Экибастуз-су” перед каналом достиг 642 миллионов тенге, из 22 насосов искусственного водоема работали только шесть - каналу нечем было платить Экибастузской ГРЭС-1 за электроэнергию. Оставшиеся насосы энергетики не отключали только из жалости к карагандинцам и экибастузцам.
В октябре 2006-го терпение рабочих канала им. Сатпаева, несколько месяцев не получающих зарплату, лопнуло, и они решились отключить Экибастуз, перекрыв гидроузел и засыпав песком водоток на город. Уже и технику подогнали, но тут вмешались правоохранительные органы. Вот в таком состоянии и передали экибастузские власти в 2007 году Горводоканал под управление компании “Экибастузэнерго”, которая к тому времени успела навести порядок в энергохозяйстве шахтерского города.
- Барахлила вся система: забор воды на канале, доведение этой воды до очистных сооружений, очистка, доведение воды до питьевого качества, транспортировка в город по системе магистральных трубопроводов и так далее, - рассказывает директор ГКП “Горводоканал” Ольга КУЗНЕЦОВА (на снимке). Оборудование было в изношенном состоянии, везде сплошные долги. В год на водопроводных сетях происходило по четыре тысячи аварий. Аварии и сейчас происходят, но их уже в три раза меньше. И сверхнормативные потери воды снизились с 20 процентов до четырех. Вышли на безубыточность, получили даже небольшую прибыль, со всеми долгами, включая зарплату и пенсионные выплаты, рассчитались.
- Как же вам это удалось? - интересуюсь я у Ольги Викторовны. - Ведь столько лет шли разговоры о том, что экибастузский Горводоканал в принципе убыточен и нуждается в многомиллионных дотациях. Нашли новых поставщиков? Подключили административные рычаги, чтобы повысить сборы с потребителей? Внедрили новые принципы менеджмента?
- Все осталось по-старому, - пожимает плечами директор ГКП. - Традиционным поставщиком воды остался канал имени Сатпаева, электроэнергия и транспортировка электроэнергии - это ГРЭС-1 и ГРЭС-2, КЕГОК и горэлектросеть. У нас же здесь нет возможности варьировать. Мы только наладили трудовую дисциплину и прекратили непроизводственные расходы. Что сразу бросилось в глаза: основные средства - трубы, задвижки и прочее - закупаются по непонятным ценам. Стали считать деньги, которые приходят, и деньги, которые уходят. Ничего сложного - наладили учет и контроль. Начали работать с потребителями - элементарно ходить по квартирам. Обнаружилось, что раньше отчеты об этих визитах просто значились на бумаге, трудовая дисциплина как таковая напрочь отсутствовала. Вот и весь наш “новый менеджмент”.
Ольга ВОРОНЬКО, фото Владимира БУГАЕВА, Павлодар