Жилет на обочине
Как отличить настоящего парковщика от самозванца? Чтобы найти ответ на этот вопрос, наши корреспонденты проехали по улицам Алматы и еще раз убедились в том, что парковки - одни из самых прибыльных мест в городе.
К одному из рынков на Северном кольце вместе с представителями “Алматы спецтехпаркинг сервис” мы выезжаем инкогнито. О том, куда мы направляемся, не знают ни полицейские, ни даже сами сотрудники компании, работающие на других участках. Конспирируемся лишь для того, чтобы не спугнуть парковщиков-нелегалов. Такое уже бывало: стоит заранее сообщить о том, куда поедет патруль, как они тут же исчезают с обочин. По пути останавливаемся возле нескольких рынков и наблюдаем, как местные дельцы собирают дань с водителей, снимаем все на видео. Это своеобразная доказательная база, в следующий раз сюда уже можно будет нагрянуть с полицейскими и составить протокол. Эта схема работает безотказно. Парковка, организованная у большинства базаров, незаконна. Никаких оборудованных шлагбаумов, подобных тем, что стоят у аэропорта или крупных торговых центров, фискальных чеков, на основании которых можно было бы понять, каков оборот компании, только дяденька в камуфляже, который здесь пришел на смену жилету, и талон на разовую оплату парковки. Филькина грамота, не имеющая никакой юридической силы - такие пачками можно распечатывать на принтере.
- Вы только вдумайтесь в то, какие здесь обороты, - по ходу рассуждает сопровождающий нас сотрудник “Алматы спецтехпаркинг сервис”. - Тысячи машин, с каждой - по 200 тенге, и люди платят, потому что иначе их не выпустят с парковки. Мы каждый день выезжаем в подобные рейды, и самостоятельно, и вместе с полицейскими, и все равно видим, что меньше парковщиков не становится. Это прибыльный бизнес, за которым стоят серьезные люди.
Парковщика, “стреляющего” у водителей полтинники, приравняли к попрошайкам и назойливым проституткам - к ответственности их привлекают по статье 449 Административного кодекса “Приставание в общественных местах”. Заплатить придется 5 МРП - почти десять тысяч тенге. В этот раз никого не штрафуют, лишь фиксируют все нарушения: привлечь к ответственности могут только полицейские, а их с нами нет. Но мы видим, как бойко идут дела у парковщиков, обосновавшихся в этих местах, - народ безропотно платит, и ни у кого, похоже, это не вызывает никакого удивления. Привыкли.
По идее сейчас на улицах Алматы остались только два вида легальных парковщиков: контролеры “Алматы спецтехпаркинг сервис” - те самые зеленые жилеты - и сотрудники парковочных служб торговых центров, некоторых базаров, аэропорта и вокзалов, на которых оборудованы охраняемые места для стоянки. Первым в понедельник выдали новенькие жилеты. Они по-прежнему темно-зеленые, но на них помимо привычного телефона появилась надпись “Без оплаты”. Такую форму получили все контролеры “Алматы спецтехпаркинг сервис”, а их в штате 71 человек.
- То есть если водитель видит, что перед ним парковщик в другом жилете, допустим старого образца или немного другого цвета, это значит, что перед ним самозванец?
- Именно так, - подтверждает директор “Алматы спецтехпаркинг сервис” Марат ПРИМБЕКОВ (на снимке). - Причем никто из них не имеет права брать деньги за свои услуги. Ни при каких обстоятельствах, даже если водитель сам протягивает ему деньги. С 1 ноября за нарушение инструкций мы уже уволили 12 парковщиков. Есть люди, которые надевают жилеты, похожие на наши (купить подобную ткань не проблема), и стоят на обочинах. Раньше в городе было около четырехсот парковок, сейчас своими силами мы охватываем 53 участка, на остальных парковщиков нет. Там и появляются нелегалы. К нам уже обращаются некоторые бизнесмены и просят выставить возле их магазинов и офисов наших контролеров. Мы будем заключать с такими фирмами договоры, ставить своих людей. Есть еще одна проблема: вечером, возле фешенебельных ресторанов, появились граждане, которые предлагают гостям заведения посторожить машину. Как вы понимаете, отказаться от такого очень сложно.
- Сколько сейчас получает ваш контролер?
- 70 тысяч тенге.
- И вы всерьез считаете, что при такой зарплате он будет отказываться от вознаграждения?
- Он должен от него отказываться, иначе его просто уволят. Сейчас по сравнению с первыми днями к нам поступает намного меньше жалоб. В день примерно десять звонков. Мы едем на место и чаще всего видим, что это не наши сотрудники.
- В программе развития Алматы, которую недавно представили горожанам, говорится о том, что в ближайшие пять лет в городе должны появиться платные уличные парковки на 24 тысячи мест. На какой стадии реализация этих планов?
- Мы съездили в Москву, посмотрели, как работает их парковочная система, и постепенно будем внедрять эту модель. Она представляет собой глобальную сеть, охватывающую весь город, с единой диспетчерской службой и call-центром. На первом этапе, к маю следующего года, мы должны будем оборудовать 1600 мест для платной парковки автомобилей. Самое главное, что деньги будут поступать в бюджет города.
- За счет каких средств будете реализовывать проект?
- Пока я не могу ничего сказать по этому поводу, мы еще не просчитали все до конца. Еще не ясно, сколько именно денег на это понадобится.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы