Дороги, которые нам выделяют
Уже весной выделенные полосы для общественного транспорта появятся в Алматы на ул. Толе би и пр. Райымбека, ул. Наурызбай батыра, Желтоксан, части ул. Жандосова и Тимирязева. О том, какие еще нововведения ждут алматинцев, в интервью нашей газете рассказал и. о. руководителя управления пассажирского транспорта города Алматы Даурен АЛИМБЕКОВ (на снимке).
- Первый проект, который реализуется при новых властях - внедрение системы электронного билетирования. Конечно, его начинала прежняя команда, но заработала она при новой с 1 октября. И проблем при этом было предостаточно.
- Нужно понимать, что проект делался в достаточно сжатые сроки, к тому же не нужно забывать и о технических моментах. Но хочу сказать, что на сегодняшний день подвижной состав полностью оборудован терминалами, через которые проезд можно оплатить карточкой. Сегодня мы можем сказать, что система электронного билетирования заработает на сто процентов не с 1 января, как сообщалось ранее, а с 1 декабря. С этого момента проезд в общественном транспорте можно будет оплатить только при помощи электронной карты. Мы не отрицаем, что могут возникнуть какие-то технические проблемы. Но их вряд ли удастся избежать, даже если мы назначим эту дату, допустим, на
1 июля 2016 года. Все равно система заработает на полную мощь.
- В одном из пунктов программы развития города говорится о том, что в Алматы будет сделано 200 километров выделенных полос. Это планы на пять лет, а чего ждать в ближайшее время?
- Весной следующего года, как только растает снег и можно будет начинать дорожные работы, мы начнем делать разметку на тех улицах, где будут выделенные полосы. Скорее всего, это произойдет в апреле. Они появятся на ул. Толе би и пр. Райымбека, ул. Желтоксан и Наурызбай батыра, вдоль пилотного коридора БРТ (улицы Торайгырова, Мустафина, Жандосова, Тимирязева). Естественно, останется “выделенка” и на проспекте Абая. Как все это будет выглядеть? Например, сейчас на пятиполосной улице Желтоксан двигаться можно только по трем, две крайние заняты припаркованными машинами. Мы предполагаем, что крайняя правая полоса будет отделена под автобусы, две будут предназначены для частного транспорта и еще одна - для парковки, рядом с которой мы организуем велодорожку. Примерно так же будет выглядеть и улица Наурызбай батыра.
- Выделенные полосы появятся на всем протяжении улиц?
- Да. Но они будут организованы так же, как и на проспекте Абая, где обособленной полосы нет в узких местах. Мы делаем это для того, чтобы не затруднять проезд. Допустим, на ул. Толе би выделенной полосы не будет на участке возле базара в Тастаке, в районе речки Есентай и улицы Муратбаева. То же самое касается и остальных магистралей. В дальнейшем мы будем расширять эти участки. Есть предложение сделать выделенную полосу по пр. Сейфуллина на участке от проспекта Райымбека и ниже. Отсюда в сторону вокзала Алматы-1 едет очень большой поток людей, если мы пересадим их на общественный транспорт, то сможем решить часть проблем с пробками. Параллельно с этим нам нужно будет менять и маршрутную сеть. Сеть общественного транспорта должна быть простой и понятной: магистральные и подвозные маршруты, минимум дублирующих. Мы уже сейчас разрабатываем эти планы, чтобы весной можно было бы их внедрить. Обо всех изменениях мы заранее проинформируем граждан. В перспективе все магистральные улицы города будут иметь обособленные полосы.
- Но ведь вы наверняка понимаете, что это вызовет бурю негодования среди автомобилистов. На тех улицах, где они появятся, будут образовываться пробки. Уже готовите почву для столь непопулярных мер?
- Да, они будут непопулярны среди автомобилистов. Но мы предоставляем всем гражданам равные права, ведь любой может позволить себе поездку в общественном транспорте. Территория, которую занимает припаркованный автомобиль, на тех же правах принадлежит и бабушке, у которой нет машины. Да, мы понимаем, что водители будут недовольны, но эти меры направлены как раз-таки на благо людей, а не автомобилей.
- Насколько я понимаю, власти не собираются отказываться от планов по внедрению платного въезда в город. Они тоже включены в программу развития города и, по сути, должны быть реализованы до 2020 года. Об этой мере говорили и раньше, но к конкретике никогда не переходили.
- Этот проект рассматривается. Даже если мы создадим очень хорошую инфраструктуру для общественного транспорта, мы все равно не сможем решить проблему пробок. Здесь нужны ограничительные меры, в том числе и такие. Мы изучаем этот вопрос, международный опыт, но пока не можем сказать, когда и в каком формате это будет реализовано. Если такие меры будут внедряться, то мы обязательно проведем общественное обсуждение. Он не будет просто принят в стенах акимата.
- Речь идет о платном въезде в город или в какие-то его районы, центр например?
- Мы рассматриваем разные варианты, но пока говорить о чем-то конкретном рано. Как только появится какая-то ясность, я обязательно это озвучу.
- А платные дороги: от этой идеи вы отказались?
- Пока мы не рассматриваем идею платного проезда по Аль-Фараби. В программе развития Алматы этого нет.
- Не изменились ли планы строительства новых станций метро в связи с кризисом?
- Строительство метро идет по мере выделения трансфертов из бюджета. Деньги выделены, но, к сожалению, не в тех объемах, в каких планировалось. Поэтому сроки открытия новых станций могут отодвинуться.
- Когда вернется трамвай?
- Не могу сказать точно, потому что мы еще не закончили расчеты, касающиеся расходов, которые понадобятся на восстановление путей. Депо никто ликвидировать не собирается, оно останется на прежнем месте. Но трамвай должен быть другим, безопасным, надежным и двигаться с нормальным интервалом.
- Как думаете, почему алматинцы так всполошились из-за трамваев?
- На самом деле мнения были разные, есть люди, которые считают, что трамвай не нужен. На всех не угодишь. Чтобы не было разнотолков, скажу еще раз: мы работаем над тем, чтобы восстановить движение трамваев.
- Какую оценку вы бы поставили системе общественного транспорта Алматы?
- По пятибалльной шкале? Троечку.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАКИНА, Алматы