Животину не жалея
Переживет ли кризис Карагандинский зоопарк?
Смутные времена настали для местного зверинца. Неприятности, словно волны, накатывают на него одна за другой. Тут и намерения городских властей передать зоопарк в частную собственность, поскольку его содержание вдруг стало слишком затратным для бюджета; и внезапная проверка прокуратуры, по результатам которой было возбуждено уголовное дело. А в довершение всего грядет масштабное переселение теплолюбивых животных в скромный по площади бегемотник из-за аварийности здания, где они раньше обитали.
В содержащемся за счет городской казны зоопарке сегодня насчитывается 700 представителей фауны. Тратить на них бюджетные средства в суровый кризисный период чиновники не особо хотят. Поэтому, как недавно заявил мэр Караганды Нурлан АУБАКИРОВ, сейчас рассматривается вопрос передачи зоопарка в доверительное управление частным инвесторам. От них власти ждут финансовых вливаний для дальнейшего развития зверинца. Вот только местные бизнесмены желанием взять животных “на патронаж” не горят. Видимо, самим не до жиру.
Вслед за градоначальником еще одну досадную новость о зоопарке обнародовала природоохранная прокуратура. По информации представителей надзорного органа, милое сердцам многих карагандинцев место превратилось буквально в рассадник коррупционных и других правонарушений. Вскрыл их во время обычной плановой проверки и рассказал о них журналистам прокурор Ренат ЕРМЕКОВ.
Как выяснилось, руководитель учреждения содержал в общем вольере собственного пони и кормил его за госсчет. А еще погибли три игуаны, приобретенные за казенные деньги в Красноярском зоопарке: ящерицы умерли от переохлаждения. Трагически окончил свои дни и детеныш марала, которого собирались обменять на другую животину из Шымкентского зоопарка: при погрузке зверенышу нечаянно повредили ногу, из-за чего он впоследствии скончался. Однако работники зоопарка не зафиксировали факт падежа документально и не приняли мер по взысканию ущерба с виновных. Кроме того, отметил Ермеков, с некоторыми животными смотрители не особо церемонились и прямо живьем скармливали хищникам. Жертвами жестокого обращения стали семь особей: лошак, осел, пони и козы. А еще администрация зверинца умудрилась без ветеринарных справок принять от гражданских и юридических лиц 183 животных в обмен на 84 обитателя тамошних клеток.
- Нарушениям способствовала бесконтрольность со стороны акимата Караганды, а в частности городского отдела культуры и развития языков, - сообщил на пресс-конференции Ренат Ермеков. - По результатам проверки 16 работников зоопарка и сотрудников местных исполнительных органов привлечены к дисциплинарной ответственности, а еще двое были наказаны административным штрафом.
Прокурор также рассказал, что сотрудники зоопарка продавали налево умышленно неучтенных и не зарегистрированных при рождении зверей. Досудебное расследование по этим фактам проводит сейчас областной департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Однако сотрудники зверинца согласны не со всеми претензиями блюстителей природоохранного законодательства. Они считают, что люди в погонах недопонимают специфику содержания и кормления хищников. Подача им так называемого живого корма практикуется во всех зоопарках мира. Но это вовсе не значит, что несчастную скотину отдают плотоядным на растерзание. На самом деле ее предварительно ранят щадящим способом и затем разносят по клеткам. Исключение есть только для удавов, которые мертвечину не употребляют, - их кормят живыми мышами и кроликами.
Брать на себя вину в гибели игуан смотрители тоже отказываются.
- Да, ящерицы простыли, а через три дня умерли. Но что мы могли поделать, если на электросетях ночью случилась авария? У нас был всего один генератор, который мы поставили к рыбам. Если бы мы этого не сделали, то передохла бы вся секция рыб, - пояснила заведующая секцией рептилий Карагандинского зоопарка Любовь ЛУКОВСКАЯ.
А смерть четырехмесячного мараленка здесь и вовсе считают несчастным случаем. Вводить ему снотворное перед транспортировкой работники зоопарка не стали по причине его нежного возраста. Решили накинуть на шею аркан и затянуть в машину, но не предугадали, что малыш испугается и бросится на ограждение…
Едва карагандинцы переварили шквал нелицеприятной информации от прокуроров, как пришло новое нерадостное известие: в зоопарке от старости начал разваливаться зимний павильон площадью 2000 квадратных метров. Животных в спешке стали переселять в единственное пригодное здание, где обитает бегемот. Там всего-то 800 квадратов, однако слегка напуганное проверками руководство учреждения уверяет, что вся теплолюбивая живность в новом помещении нормально уместится. Сама же администрация займет… контейнеры, которые сейчас утепляют к холодам. Чиновники пообещали, что все неудобства временные.
Однако эти посулы больше печалят, чем успокаивают. Из выступления на брифинге заместителя акима Караганды Ирины ЛЮБАРСКОЙ (на снимке) стало понятно, что животные поселятся в тесном бегемотнике надолго. Потому что в связи с кризисом денег в казне хватит лишь на снос аварийного павильона. А вопрос о постройке нового здания не будет подниматься в течение как минимум двух лет! Если, конечно, волшебным образом не найдется предприниматель, который согласится раскошелиться на нужды многострадального зверинца.
Пока же отметим, что проблемы зоопарка весьма взволновали горожан. В соцсетях появились предположения, что власти попросту “убивают” зоопарк, дабы потом пустить его территорию в 43,5 гектара под жилую застройку. Ведь совсем рядом от него - в районе Центрального парка культуры и отдыха - уже возвышаются особняки сильных мира сего. Обеспокоенность граждан не осталась не замеченной чиновниками, потому людям поспешили объяснить, что повода для тревоги нет.
- Главный акцент (в критических высказываниях граждан. - И. М.) был сделан на то, что местные исполнительные органы якобы умышленно довели зоопарк до такого состояния, чтобы данный объект вынести на приватизацию. Но это не так! - пыталась убедить журналистов заместитель горакима. - Три года назад постановлением областного акимата зоопарку был присвоен статус особоохраняемой природной территории. Поэтому мы никогда не сможем его продать! Он будет использоваться по назначению.
Что ж, поживем - увидим.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда