“Жилет” - хуже для парковки нет!
Как изменятся “зеленые человечки” и какой будет новая парковочная система в казахстанском мегаполисе
С 1 ноября в Алматы вступил в силу запрет властей на взимание платы на всех автопарковках тротуарного типа. Ни один “жилет”, какого бы цвета он ни был, теперь не имеет права брать деньги с автомобилиста, даже если тот сам протягивает ему полтинник или сотню. Но это в теории, о чем, возможно, мечтает градоначальник Бауыржан БАЙБЕК, решивший одним махом покончить с непотопляемой армией алматинских “жилетов”. А на практике...
После 1 ноября парковщиков на улицах южной столицы стало меньше - это факт. Исчезли парни с терминалами на оплату парковки. Это те, что появились в Алматы в начале июня и ходили в салатовых жилетах. А вот ребят в темно-зеленом - сотрудников “Алматы спецтехпаркинг сервис” - власти города решили оставить. И они продолжают свою бурную и, замечу, небезвозмездную деятельность. В этом уже убедились многие горожане, а вчера и мы сами.
Район вокзала Алматы-2. “Жилетов” здесь предостаточно. Выходим из машины минут на пять, а потом, что называется, ловим на живца. Наш водитель выруливает со стоянки и протягивает парковщику сто тенге. Монета тут же перекочевывает в карман “жилета”.
Тот же финт повторяем в районе одного из рынков в микрорайоне “Тастак” и возле ЦУМа. Результат аналогичен. Ни один из парковщиков не отказывается от, как, наверное, ему кажется, заслуженного вознаграждения: “Сами же дают - вот и беру”. А те из “жилетов”, кто денег теперь не берет, думаю, чувствуют себя белыми воронами.
За комментариями мы обратились в “Алматы спецтехпаркинг сервис”, более известный как “Алматыпаркинг”, которому подчиняются все парковщики, работающие на легальных основаниях.
- До 1 ноября по городу Алматы было около 400 уличных стоянок, на которых взимались деньги. Из них к нашей компании, которая подчиняется акимату, относилось всего 64: 32 ночные и столько же дневных, - дал расклад директор “Алматы спецтехпаркинг сервис” Марат ПРИНБЕКОВ, который работает в этой должности только вторую неделю. - До запрета было около тысячи парковщиков, из них наших сотрудников всего лишь 86. Сколько людей сейчас стоят на обочинах и собирают деньги, сказать очень сложно, это стихийная сфера. Но напомню, что наши ребята работают в хорошо известных всем темно-зеленых жилетах, на которых написано “Алматы спецтехпаркинг сервис” и указан номер телефона.
- Однако многие стоят в жилетах такого цвета, но без каких-либо опознавательных знаков. Значит, это не ваши сотрудники?
- Может быть, и наши. Не всегда на жилетах есть такие надписи. С 1 ноября, когда был прекращен сбор средств, начали работать мобильные группы: наши работники выезжают в рейды. Они видят, что посторонние граждане покупают жилеты, похожие на наши, надевают их и зарабатывают деньги. В некоторых местах наличность собирают люди в гражданской одежде. Но это единичные случаи.
Поймите, убрать оплату в одночасье и рассчитывать только на законопослушность наших граждан очень сложно. Мы видим, что во многих местах, где раньше взималась плата, сейчас этого не происходит, автомобилисты паркуются там без чьей-либо помощи.
- В том-то и дело! Зачем вообще нужны парковщики?
- Я вас уверяю: мы их уберем, когда в них не будет никакой необходимости, а наши автолюбители будут вести себя порядочно в местах парковки. Но я не могу сегодня уволить людей, а завтра, если начнутся проблемы, нанимать их заново! Мы выставляем своих людей на тех участках города, где могут возникнуть проблемы. Пока мы не установим на этих местах новые, современные паркоматы, люди на обочинах все равно останутся.
- Вы объясняли своим сотрудникам, что теперь деньги нельзя брать ни в коем случае, даже если тебя решил отблагодарить водитель?
- Да, конечно. Есть специальный приказ, в котором четко написано, что с 1 ноября прекращается сбор средств, но при этом сотрудники должны по-прежнему выполнять свои служебные обязанности. 26 октября я обязал всех мастеров районных участков ознакомить наших контролеров (парковщиков. - О. А.) с этим приказом и подписать его.
Мы хотим работать по-новому: разрабатываем тренинг для контролеров, планируем провести аттестацию. Если раньше парковщиками могли работать какие-то случайные люди, то сейчас мы будем выбирать. Они должны соответствовать морально-этическим нормам, быть профессионально подготовленными, знать, как грамотно общаться с людьми. Я сейчас качественно перебираю существующий состав, останутся только самые надежные сотрудники, которые станут волонтерами в будущих проектах.
- Сокращение штата будет?
- Конечно. Мы однозначно уберем людей с 32 ночных стоянок, оставлять их на этих участках сейчас уже нет смысла. В течение двух дней мы уберем будки, которые были установлены на ночных стоянках, и прекратим там свою работу. Теперь сохранность припаркованных автомобилей должны обеспечивать КСК.
Хочу еще сказать, что в минувшие воскресенье и понедельник часть наших сотрудников самовольно не вышла на работу...
- Решили: раз деньги собирать нельзя, то и делать там нечего?..
- Возможно. Сейчас мы выясняем причины. Эти люди будут уволены.
- Скажите, до 1 ноября парковщики сдавали те деньги, которые собирали с водителей?
- Да, эти средства шли в бюджет.
- То есть те деньги, что они собирают сейчас, теперь можно спокойно класть в собственный карман? Ведь официально сборов нет.
- В принципе, да. Но деньги нельзя брать в любом случае! Все они об этом знают.
- Даже если это благодарность и человек по привычке протягивает 100 тенге?
- Нельзя! Все наши сотрудники под подпись ознакомились с приказом, в котором указано, что они не имеют права взимать плату. Если кто-то его нарушает, мы можем его уволить. В воскресенье наши мобильные бригады доставили в РОВД 12 человек, которые собирали деньги с водителей, в понедельник - еще семь.
- Это были ваши сотрудники?
- Нет, это люди, которые до 1 ноября работали парковщиками в каких-то других фирмах. После запрета эти компании свою деятельность прекратили, а отдельные сотрудники решили ее продолжить.
- Вы верите в то, что сможете переломить ситуацию?
- Она уже переломлена, мы с вами ведем речь о единичных случаях. Неделю назад было 400 точек, на которых собирали деньги, а сейчас их практически нет. Если вы видите, что парковщик - неважно, какой на нем жилет! - берет деньги, сообщайте об этом по телефонам 102, 109 или непосредственно в нашу компанию: 380-05-16.
- Каких еще перемен ждать в ближайшее время?
- Наверное, в следующем месяце мы презентуем один из опытных образцов новой системы парковки. Пока я не могу рассказать об этом подробно. У нас есть договоренности с “Моспаркингом”, мы обмениваемся необходимой информацией, и уже через несколько дней появятся дополнительные данные.
- То есть в Алматы будет работать парковочная система, подобная московской?
- Да, но мы хотим ее адаптировать под наши реалии, учитывая те трудности, с которыми столкнулись россияне. Мы знаем все минусы и хотим их избежать.
- По нашим улицам будут ездить такие же злые эвакуаторщики?
- Эвакуаторщики будут выполнять свою работу, а насколько они будут злые... Сейчас эвакуаторы находятся в дорожной полиции. Но коль уж штрафстоянки относятся к ведомству нашей компании, мы хотим взять на себя и эвакуацию - чтобы все это было в одной системе.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Вместо P.S. Если озадачиться, можно спокойно уволить практически любого парковщика “Алматы спецтехпаркинг сервис”: деньгами они все также не брезгуют. А запреты... Раньше плата была добровольной, сейчас ее вовсе нет, а “жилеты” как мусолили мелочь в руках, так и продолжают. Это ведь вам не трамвайное депо, которое можно прикрыть в один момент. Их, “жилеты”, так просто не объедешь.