4473

Алматинские водители давно научились виртуозно вскрывать валидаторы в автобусах, не повреждая контрольную пломбу. Теперь они не менее успешно выводят из строя терминалы электронного билетирования пассажиров

Все эти факты выявили сотрудники контрольно-ревизионной службы ТОО “Транспортный холдинг Алматы”, которые следят за процессом внедрения электронного билетирования. А он, как мы уже писали, продвигается со скрипом. Проблем и так немало, так еще и пенсионеры жалуются на очереди, в которых им приходится простаивать, чтобы получить заветный билет. Кроме того, они не понимают, почему отменили проездные и зачем получать карту тем, кто и так ездит бесплатно.

80-летний алматинец Владимир Павлович ВЕРЕМЕЕВ, позвонивший в редакцию на прошлой неделе, в выражениях не стеснялся:
- Пропесочьте их как следует! Разве так можно? Они же над стариками издеваются! На прошлой неделе я обратился в свою соцзащиту, но меня даже в очередь не поставили. Сказали, что в день там записывают только 250 человек, но я в их число не попал. Придется идти туда снова. Вот только зачем? Ведь мне уже 80, и я езжу бесплатно. Раньше мы просто показывали пенсионное удостоверение, и с нас больше ничего не спрашивали, ведь в нем указан год рождения. А сейчас придумали что попало! И ладно бы я - несмотря на возраст, я двигаюсь. Но ведь в очередях за этими картами полно людей, которые еле ходят, и им приходится обращаться туда по нескольку раз!
Лидер общественного объ­единения “Подранки” Галия ТАБАТАЕВА еще не пенсионерка, она инвалид II группы, а потому никакими льготами не пользуется. Правда, Галия не понимает почему. Средний размер пособия по инвалидности - 24 тысячи тенге, пенсии - 40 тысяч. Справедливо?
- Нет! - утверждает Табатаева. - Нас уравнивают в правах с другими гражданами, которые могут работать, а мне и передвигаться-то сложно. Но мы все равно вынуждены активно пользоваться общественным транспортом: поездки в поликлинику, аптеки, магазины. У нас треть пособия уходит на проезд. А сейчас вдобавок ко всему еще и проездные отменят! У тех, кто много ездит, эта статья расходов явно станет больше. Я много раз писала в городской маслихат, просила и нам предоставить скидки на проезд, а вместо этого осенью из списка льготников исключили инвалидов I группы по зрению, которые до этого ездили бесплатно. Теперь они будут платить как все.
- Проблема очередей существует - это точно, - признает, по нашей просьбе распутывая клубок жалоб и обнажившихся проблем, представитель ТОО “Транспортный холдинг Алматы” Рифат АБДУРАМАНОВ. - Причем самые большие скопления людей наблюдаются в Алмалинском, Бостандыкском и Ауэзовском районах. Раньше за день мы могли принять от 1700 до 2000 заявок, а сейчас обращаются в органы соцзащиты до 3000. Отсюда и толчея. Поэтому по просьбам мы отменили дату 1 декабря как крайний срок, до которого мы планировали бесплатно выдавать социальные карты. Теперь они будут такими - бесплатными для этой категории лиц - всегда. С минувшей среды мы в два раза увеличили в отделениях соцзащиты количество рабочих мест и оборудования, необходимого для изготовления карт. За счет этого мы сможем принимать до 3000 заявок в день.
Я все понимаю: как людям не жаловаться, когда они приходят, а их не могут обслужить, - продолжает мой собеседник. - Мы надеемся, что в ближайшее время эта проблема решится. В четверг я сам ездил в Алмалинский район, смотрел, как работает вся эта система, говорил с людьми. Мы привезли туда кулеры с водой, будем раздавать чай и кофе, попытаемся сделать все, чтобы ожидание не вызывало такую нервозность. Теперь в каждом районе будут работать наши волонтеры и разъяснять людям все тонкости новой системы билетирования. Я хочу сказать, что не все так плохо: сегодня мы уже выдали около 30 тысяч социальных карт. Надеюсь, до конца ноября мы эту работу закончим.
- Почему транспортные карты должны будут иметь с собой люди старше 75 лет? Ведь они все равно ездят бесплатно. Какой смысл и на них оформлять электронные билеты?
- Мы должны получить реальные данные о пассажиропотоке, которые лягут в основу новой стратегии общественного транспорта. Нам нужно понять, сколько людей пользуются общественным транспортом, в какой период времени, какие маршруты самые загруженные. За счет этого мы сможем их скорректировать, понять, сколько автобусов нужно закупать, каким должен быть интервал их движения. Поэтому даже если человек едет бесплатно, для статистики очень важно, чтобы он отметил свою поездку. А тех людей, которые входят в эту категорию, не так мало: мы получили от них более пяти тысяч заявок.
- Инвалиды относятся к льготным категориям граждан?
- Не наша прерогатива решать, кто входит в число льготников. Инвалидам нужно будет оплачивать проезд полностью, потому что их нет в постановлении маслихата, в котором указаны все льготные категории.
- Есть еще немаловажный момент: многие алматинцы пользуются проездными, в том числе пенсионеры, для которых они сейчас стоят 2000 тенге. Теперь тем, кто часто ездит на общественном транспорте, особенно с пересадками, в общей сложности придется платить больше.
- Проездные билеты отменят с 1 января. Да, будут пенсионеры, которые в общей сложности будут тратить на проезд больше, чем 2000 тенге в месяц, но здесь ничего не сделаешь. Все хотят, чтобы было дешевле. Но в любом бизнесе есть экономика. Если мы сейчас оставим проездные билеты, это будет хаос. Завтра автобусы просто встанут.
- И опять недовольство у населения. Так вы окончательно испортите имидж своей системы!
- Тяжело ожидать, что будут только положительные отзывы в тот момент, когда ты что-то меняешь. Мы постоянно сталкиваемся с сопротивлением. Стоило нам установить свои терминалы электронного билетирования пассажиров в автобусах частных автопарков, как их тут же стали заклеивать скотчем или обматывать пакетами - так они не считывают информацию с элект­ронных карт. А людей заставляют платить наличными. И такие факты - повсеместно. Нам придется много работать, чтобы переломить эту систему. Директор нашего холдинга на днях встречался с руководителями автопарков, просил их провести разъяснительную работу со своими работниками.
Аким города на одном из совещаний предлагал ввести такую практику: если человек из-за неработающего терминала не может оплатить проезд картой, значит, он может ехать бесплатно. Но мы пока не можем пойти на такой шаг, потому что в общественном транспорте по-прежнему в ходу наличные, - отметил представитель транспортного холдинга. - Но когда с 1 января система заработает в полную силу и проезд можно будет оплатить только картой, мы сможем контролировать этот процесс. Те автобусы, в которых по каким-то причинам перестанут работать терминалы (эта информация, напомню, автоматически будет стекаться в холдинг), мы будем признавать неисправными и снимать с маршрута. Так что с наступлением нового года практика заклеивания считывающих устройств сама себя изживет.
Что ж, дождались 1 октября - теперь ждать 1 января. И, конечно, будем надеяться на лучшее. Помнится, как аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК почти сразу после своего назначения посетил ТОО “Транспортный холдинг Алматы”. Тогда, выступая на совещании, он вдохновенно сказал, что “качество общественного транспорта в Алматы должно быть самым высоким”. Эта мысль, конечно, греет, правда, до тех пор, пока ты едешь в собственном автомобиле. Особенно с мигалкой.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Вместо P. S. В городе возбуждено сразу несколько уголовных дел, в основе которых кража денег из автобусных касс. Чтобы другим неповадно было, процесс над одним из таких водителей даже решили сделать показательным и провести его в автопарке.

А тем временем

Полицейские Алматы в минувший четверг сняли с линии пассажирский автобус, водитель которого находился в наркотическом опьянении.
По сообщению пресс-службы ДВД, инцидент произошел на Северном кольце. Автобус одного из областных автопарков направлялся в Каскелен. Судебно-наркологическая экспертиза подтвердила наркотическое опьянение водителя.
- Правонарушителя отстранили от управления транспортным средством и привлекли к административной ответственности, - сообщила пресс-секретарь ДВД Салтанат АЗИРБЕК.

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть