Хоть паркуй, хоть не паркуй, всё равно казна пуста
В Алматы предлагают ввести мораторий на организацию платных парковок машин - до 1 мая 2016 года. По самым скромным подсчетам, сегодня городская казна недополучает от их работы около 7 000 000 000 тенге! Эти деньги оседают в карманах организаций, контролирующих бизнес, который уже стал теневым, полагают в партии власти.
В среду этот, скажем прямо, больной для большинства алматинцев вопрос рассматривали на расширенном заседании общественного совета по противодействию коррупции при городском филиале партии “Нур Отан”. Оказалось, что дяденьки в зеленых жилетах надоели не только рядовым гражданам, но и тем, кто по статусу обычно за рулем не ездит, предпочитая услуги водителей. И таких чиновников вчера в зале было большинство.
С самого начала стало понятно, что никто, включая профильные управления акимата, не знает, сколько именно в южной столице платных парковок. Называлась лишь весьма приблизительная цифра: где-то около 300. Причем сейчас они, абсолютно разношерстные, представлены на алматинских улицах в таком многообразии, что не всегда разберешься, где и кому платить, а где и необязательно. Потому нам, автомобилистам, приходится вспоминать детскую забаву, пытаясь найти отличия одних парковщиков от других.
Первые (это те, оплата чьих услуг добровольна - по крайней мере, так говорят чиновники) стоят на обочинах в привычных темно-зеленых жилетах, у них нет кассовых аппаратов и права требовать с вас деньги. Эти ребята - представители не раз переименованной компании, которую алматинцы запомнили как “Алматыпаркинг”.
Вторые - новички на наших улицах, парни в ярко-салатовых жилетах, иногда в форменных кепках. Они сотрудники ТОО “S.A.Business Company”, которое зашло на этот рынок в начале лета. Им платить нужно обязательно - иначе могут оштрафовать (во всяком случае так изначально декларировалось городскими властями). У них есть специальные терминалы, которые фиксируют время стоянки и распечатывают чеки. На эту фирму алматинские чиновники возлагали большие надежды: дескать, теперь проблема с хаотичной парковкой наконец-то решится. Но, судя по вчерашним выступлениям, не совсем.
И, наконец, есть и третья - разномастная - категория парковщиков, которых по цвету жилета не идентифицируешь - он может быть каким угодно. Стоят они возле магазинов, базаров, жилых домов и стригут деньги с нашего брата, который уже устал разбираться в том, кто есть ху. При этом непонятно, куда идут наличные, которые собирают эти регулировщики-самоучки. Но если учесть, что в Алматы зарегистрировано около полумиллиона автомобилей и еще около 300 тысяч каждый день въезжают в город, деньги в копилках самостийных парковщиков звенят немалые.
- Сегодня мы не можем получить точную информацию о финансовых потоках и мониторинге заполняемости парковок, поскольку акимат города Алматы не проводил эту работу, - констатировал в своем выступлении зампредседателя общественного совета по противодействию коррупции при алматинском городском филиале партии “Нур Отан” Борис ЖАПАРОВ (на снимке). - Мы обращались с соответствующим запросом в акимат - нам предоставили справки, из которых мы поняли, что четкого контроля и учета в этой сфере нет! А что касается денег... По информации акимата, сумма поступлений от деятельности ТОО “Алматы спецтехпаркинг сервис” (темно-зеленые жилеты. - О. А.) за 2014 год составила 75 миллионов тенге, а за шесть месяцев этого - 32 миллиона тенге. ТОО “S.A.Business Company” (ярко-зеленые жилеты. - О. А.) с июня 2015 года перечислило в бюджет около 600 тысяч тенге за пользование 23 паркингами.
Чтобы хотя бы приблизительно понять, какова реальная картина, активисты выбрали 42 платные автопарковки в разных районах города и на протяжении нескольких часов следили за тем, что там происходит. Вот лишь несколько примеров.
Стоянка возле вокзала Алматы I рассчитана на 250 автомобилей. Сюда за два часа, пока велось наблюдение, заехало 73 машины. Стоимость парковки - 150 тенге, фискальный чек не выдают. За то, чтобы постоять возле рынка “Барыс”, придется отстегнуть 200 тенге, при этом водителю вместо чека дадут разовый талон. За три часа здесь припарковалось 122 автомобиля. И такая ситуация повсеместно: ни чеков, ни информационных стендов, ни видеонаблюдения. Хотя по правилам все это должно быть!
Но самое интересное - деньги: активисты подсчитали, что суммарный объем платы за парковку на этих 42 стоянках составляет 305 500 тенге. В сутки - при том, что на одном месте сменяются как минимум четыре машины, - жилеты собирают более 1 200 000 тенге, а за год - почти полмиллиарда! А сколько из них поступает в бюджет? Вопрос пока риторический.
- Городской бюджет должен получать от платных парковок в десять, а то и в двадцать раз больше той суммы, которую мы имеем сейчас! - обозначил болевую точку уже сам председатель общественного совета по противодействию коррупции при городском филиале партии “Нур Отан” Рахман АЛШАНОВ (на снимке). - Сейчас мы пытаемся понять, сколько в городе неучтенных парковок. По нашим подсчетам, бюджет города недополучает около семи миллиардов тенге. Это минимальная сумма! Самозванцев очень много: в городе образовался целый пласт теневого капитала! Понятно, что они появились не сами собой - здесь есть заинтересованные лица, которые, как говорится, крышуют эту сферу. Мы-то думали: всего 100 тенге (такса за одну парковку. - О. А.), а когда подсчитали - поняли, какие здесь обороты! Горожане просят навести в этом вопросе порядок, терпеть это дальше нельзя. Этот рынок нужно сделать цивилизованным. Сейчас же между автомобилистом и бюджетом прореха, дырявое ведро, в которое уходят все деньги. И все пеняют на власти. А если бы ее (этой прорехи. - О. А.) не было, эти деньги можно было бы потратить на благоустройство города.
Выслушав все это безобразие, участники совета предложили ввести мораторий на создание в Алматы платных автопарковок до 1 мая 2016 года. Вопрос в ближайшее время вынесут на рассмотрение маслихата города. Параллельно, по словам представителей прокуратуры, будет проводиться проверка всех без исключения парковочных служб, которые действуют в мегаполисе. При этом они продолжат работать. По крайней мере - пока. К тому же должна быть создана комиссия по организации городского парковочного пространства и единой муниципальной службы управления парковками. Подготовлен пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих отношения различных субъектов права в этой сфере, организован call-center при акимате города по этой теме.
- Мы должны выработать единый подход к решению этого вопроса, - подвел итог Борис Жапаров. - Полностью исключить наличный расчет - только карточки. Это позволит эффективно управлять транспортными потоками и пополнять городской бюджет. Создать систему, при которой парковками будет управлять город, а не частные структуры. Только тогда у людей сможет сформироваться положительное отношение к этой проблеме.
Участники совета решили, что в ближайший месяц должен быть выработан пакет мер, которые позволят решить эти до сих пор неподъемные для городских властей проблемы.
А мы посмотрим, как воплотятся эти замыслы. К слову, как вырулил у властей проект электронного билетирования пассажиров общественного транспорта, вспоминать не хочется...
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы