Клиент созрел!
Почему в спецавтоЦОНе не могут избавиться от “помогаек”
Сначала мы едем в спецЦОН на разведку. По легенде, муж вот-вот пригонит машину из России, а я приехала, чтобы на месте узнать, какой будет процедура постановки на учет. Иду. Присматриваюсь. На крыльце группа молодых парней, активно предлагающих свои услуги, - это агенты страховых компаний и так называемые техосмотрщики, готовые не глядя выдать вам талон ТО на любую машину. За их бурной деятельностью наблюдают местные охранники. Они даже общаются: чего уж, все-таки в одном месте работают. На меня никто не обращает внимания. Слоняюсь по спецЦОНу, надеясь, что кто-то из посредников, которые, уверена в этом, пасутся где-то рядом, решит “помочь” растерявшейся автоледи. Безрезультатно. Может, вид у меня подозрительный? Ведь моя коллега, которая за месяц до этого меняла водительское удостоверение, рассказала, что, как только зашла в здание спецавтоЦОНа, к ней четыре раза подошли разные молодые люди и одна девушка, настойчиво предлагая за 5 тысяч тенге оформить документы без очереди. Решаю проявить инициативу и обращаюсь к одному из страховых агентов.
- Сколько страховка стоит? - зондирую.
- Смотря какая машина. Джип? 26 тысяч тенге, - завязывается разговор.
- Почему так дорого? Обычно в районе двадцати, - понимаю, что тут меня, видимо, пытаются еще и развести.
- Там дополнительный пакет на случай аварии, - менее заинтересованно. - А вы вообще что хотели?
Выдаю заготовленную историю. С надеждой спрашиваю, смогут ли мне помочь с регистрацией авто. Оказывается, смогут, вот только обращаться нужно к другим людям и разговаривать по факту, когда авто уже будет на территории спецЦОНа, тогда, мол, и о деньгах можно поговорить. Понимаю, что посредники работают аккуратно и без надобности не светятся, но найти их при желании можно.
Мы обратились за разъяснениями к руководству спецЦОНа: почему здесь крутятся посредники, ведь, как предполагалось, в этом учреждении любой гражданин сможет легко и быстро получить государственные услуги? Руководитель спецЦОНа Алматы Руслан ШАМШИЕВ (на снимке) утверждает, что эти “бегунки” вовсе не помогают ускорить процесс получения документов, а попросту разводят своих клиентов. И они не исчезнут отсюда до тех пор, пока наивные граждане не перестанут к ним обращаться.
- На оказание услуги в спецЦОНе должно уходить не более двух часов, - поясняет Руслан Шамшиев. - Люди ориентируются на эту цифру, не думая о том, что время уходит и на сопутствующие основной услуге действия. Например, проверку штрафов, оплату налогов и так далее. Это лишние 20-30 минут, а то и больше. Хочу еще раз подчеркнуть, что отсчет времени на предоставление услуги начинается с того момента, как человек подходит к нашему специалисту и отдает ему все необходимые документы. Допустим, если вы ставите на учет машину, то через два часа, после того как вы сдали документы сотруднику спецЦОНа, вам должны выдать новые номера и техпаспорт.
Шамшиев описывает самую распространенную схему, по которой действуют посредники. Они ориентируются на те самые два часа, отведенные на оказание услуг. Человек сдает документы, берет свой номер и ждет. “Помогайки” сидят здесь же, в очереди. Присматриваются, оценивают ситуацию. Выбирают тех людей, которые уже ждут час-полтора. Потом срабатывает обычная психология: человек устал, ему поскорее хочется домой, и тут к нему подходит мужчина и рассказывает байку о том, что когда-то он здесь работал, знает кое-кого и может помочь.
- Давно ждете? - закидывает он удочку.
- Часа полтора, - вздыхая.
- Еще часа четыре просидите, - напускает он холода. - Давайте мне пять тысяч тенге, я за пятнадцать минут все сделаю.
Купюра перекочевывает из одного кармана в другой, и посредник уходит якобы договариваться. А тот, кто заплатил, через 15-20 минут получает все документы, потому что они в любом случае были бы готовы к этому времени. И “помогайки” здесь совершенно ни при чем, они просто вычисляют нужных людей, берут деньги и уходят, ничего не делая. А люди думают, что им помогли.
- Но все говорят, что, заплатив посредникам, можно получить практически любую услугу за 15 минут. Допустим, поставить машину на учет. Получается, что они все же имеют возможность договориться с вашими сотрудниками.
- Нет, поставить машину на учет за 15 минут нереально. Сотрудники спецЦОНа осуществляют лишь прием и выдачу документов, процесс их выпуска и проверки - компетенция сотрудников управления адмполиции. Во время оказания услуги на каждом этапе установлено определенное время, и ускорить его невозможно.
- Тогда ускорить процедуру может сотрудник адмполиции?
- По этому поводу я ничего не могу сказать. Сотрудники спецЦОНа к посредникам не имеют никакого отношения. Во избежание коррупционных моментов за последние два месяца я перевел 25 специалистов из спецЦОНа в другие ЦОНы.
Страховщики и техосмотрщики - отдельная песня. Эти люди, как правило, не связаны с посредниками, работающими в зале. Они встречают клиентов на крыльце и действуют вполне легально, представляя реальные страховые компании и станции технического осмотра, расположенные неподалеку от спецЦОНа. Тем, кто решит застраховаться, просто придется пройти к агенту в машину, которую они ставят за территорией учреждения. Желающим получить на месте техосмотр и того проще: отдаешь пять тысяч тенге - и информацию о твоей машине тут же вносят в специальную республиканскую базу.
- Человек покупает техосмотр, тут же идет к нашему сотруднику, он проверяет данные - в базе они есть, - разводит руками Шамшиев. - Формально все сделано по закону, но при этом владелец машины даже не знает, где находится станция, на которой он якобы проходил осмотр. Таких агентов можно привлечь к ответственности только за навязывание своих услуг - такая статья, как известно, есть в Административном кодексе. С начала года полицейские оштрафовали около 50 человек. Но наказание там всего пять МРП - это меньше десяти тысяч тенге, и агентов она не особо пугает. Мы знаем, что людям предлагают купить зеркальные номера, не попадающие в категорию повышенного спроса, допустим, 070, 020. Но система, которая выдает госномера, работает автоматически, и человек не может на нее повлиять. Если вам предлагают такую услугу - это мошенничество.
- А у вас какой номер?
- Обычный - 852. Когда идет кто-то из руководства спецЦОНа, посредники разбегаются в разные стороны, но тут же возвращаются. Я могу сказать охранникам, чтобы они их выгнали, но от этого тоже мало толку. Те отработки, которые периодически проводят полицейские, ситуацию не меняют. Агенты и “помогайки” сразу после них возвращаются на привычные места. У меня даже есть фотокартотека посредников на 50-60 человек, мы их знаем в лицо. Но... Чтобы решить все эти проблемы, на территории спецЦОНа вскоре появится стационарный пост полиции, где постоянно будет дежурить полицейский. Хотелось бы сказать гражданам: не обращайтесь к посредниками, ведь они работают до тех пор, пока вы это делаете. Тем более вы можете получить ту же услугу официально, без чьей-либо помощи.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы