Дачный облом
Больше года назад павлодарские чиновники затеяли массовое выселение дачников с их участков, на которых за долгие годы выросли яблони, домики, сараи и гаражи. На месте 507 участков садоводства “Строитель” решено возвести жилой массив “Достык” на 3220 квартир, а на месте 162 участков садоводства “Яблонька” должен появиться четырехрядный мостовой переход через Иртыш, призванный соединить две части автобана Астана - Павлодар стоимостью 40 миллиардов тенге. Дачников выселили, а теперь думают: не вселить ли их... обратно - денег-то на выплату компенсации нет.
Большинство садоводов “Яблоньки” согласились выселиться еще весной этого года. Люди не стали в этом году ничего сажать и сеять - зачем, если в любой момент их помидоры с огурцами пойдут под экскаватор? С тех пор горотдел земельных отношений ждет деньги из республиканского бюджета, чтобы выплатить людям компенсации в сумме 159 миллионов тенге.
- Все материалы переданы на рассмотрение в комитет автомобильных дорог, - говорит заместитель руководителя отдела земельных отношений Павлодара Ботагоз КАРИБАЕВА. - Постоянно звоним в министерство, но они молчат. Если до начала следующего года финансирования не будет, мы будем рекомендовать всем дачникам, чтобы они снова свои участки засаживали.
А между тем те же чиновники продолжают судиться с владельцами дачных участков в садоводстве “Строитель”. Три десятка дачников дошли до кассации, проиграли ее, и в эти дни готовятся к схватке в Верховном суде. Одни возвели на дачах дома, ставшие их единственным жильем, другие просто не согласны с суммой компенсации.
Из протокола судебных заседаний:
“МУКАШЕВОЙ Асемгуль Сериковне - истец 5 - принадлежит на праве частной собственности по договору купли-продажи земельный участок мерою 0,0608 га. На данном ЗУ, согласно Акту приемки построенного объекта в эксплуатацию, зарегистрированного в установленном порядке от 19. 12. 2012 г., и техническому паспорту имеется садовый дом общей площадью 61 кв.м. и холодная пристройка. В настоящее время в данном доме истец проживает с двумя несовершеннолетними детьми 2010 и 2006 г. р. и, согласно справке иного недвижимого имущества не имеет”.
Та же история у истицы Виктории СВИРИДОВОЙ, имеющей на участке дом площадью 90 квадратных метров, в котором она живет с 15-летней дочерью. И у Макпал САДЫКОВОЙ, живущей с пятилетней дочкой и двухлетним сыном. И у других истцов, имеющих и вовсе грудных детей, с которыми им некуда пойти.
- Скажите, куда вы собираетесь деть всех нас? - поинтересовался у чиновников во время суда истец Рахметкул КАЗБЕКОВ. - У нас, к примеру, в доме, построенном на законных основаниях, живут 12 человек.
- Вы компенсацию получите, - отвечали ему чиновники.
Один из подписантов коллективного иска заслуженный работник алюминиевой отрасли Айтпай ЕРГАЗИНОВ, заработав в процессе тяжб инсульт, решил махнуть рукой на свой летний домик и согласился продать участок государству за определенные оценщиком 1,3 миллиона тенге. Участок, заявили ему в отделе земельных отношений, заберем, но денег для компенсации теперь нет - сам виноват.
- У нас все документы есть, дом был зарегистрирован как жилой, даже прописка была. Все время, пока длились судебные заседания, к нам домой поступали непонятные звонки с приватных номеров. Этим летом отрезали воду, чтобы мы не могли ничего посадить. Папа очень сильно переживал, поэтому и заболел, - рассказывает дочь пенсионера Шамшия.
В отделе земельных отношений подтвердили: действительно, заслуженный работник приходил к ним в июле, и ему доступно объяснили, что денег нет.
- По садоводству “Строитель” направили заявку в республиканскую бюджетную комиссию о выделении средств, сидим ждем, - повторяется Ботагоз Карибаева. - Ергазинов был на приеме у заместителя акима города Ардака ДОСАНОВА, ему все подробно объяснили - что казначейство и управление областное выплаты приостановили. Сейчас денег нет, и мы с Ергазиновым договор заключить пока не можем. Но шансы получить деньги, конечно, у него есть. Просто теперь это уже вопрос времени.
Насколько велики эти шансы, как долго людям придется ждать выплаты компенсаций и как сильно обесценятся положенные им деньги в условиях инфляционного таргетирования - ни один чиновник в Павлодаре сказать не может.
Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар