Должник в инвалидной коляске
В тупиковой жизненной ситуации оказалась прикованная к инвалидной коляске кызылординка Зауре УКСИМБАЕВА (на снимке). Она стала заложницей кредитной истории своего скоропостижно скончавшегося отца и теперь не знает, как ей жить дальше.
- Мы никогда не жили в достатке, - вздыхает Зауре. - Я инвалид с детства, церебральный паралич, у родителей практически все деньги уходили на мое содержание и лечение. Став взрослой, я больше всего стала бояться того, что родители уйдут в мир иной раньше меня. Что тогда делать с минимальной пенсией и невозможностью за собой ухаживать?
Живем мы в частном доме на окраине, забор совсем покосился и стал ненадежным, скот может забрести, люди нехорошие зайти, - продолжает женщина. - Вот папа и решил взять в Банке Хоум Кредит деньги в долг на его починку. Поначалу ему как пенсионеру хотели отказать, но потом все-таки дали 315 тысяч тенге на 40 месяцев. Отдать должен был 666 тысяч.
Но Балтабай УКСИМБАЕВ успел вернуть банку лишь 127 тысяч тенге. Отец Зауре умер этим летом, 19 июня: сгорел от рака.
- Я сразу после похорон стала приводить в порядок все документы. Нашла кредитный договор, страховку на кредит - ее оформили, когда давали деньги, автоматически. Связалась с банком, объяснила, что их клиента больше нет в живых, взяла адрес, куда нужно было послать подтверждающие факт болезни и смерти отца документы. Мне ответили просто: теперь я должна взять на себя все обязательства. Я отказалась - при пенсии в 33 тысячи тенге я в соседнем магазине в долг булку хлеба взять не решусь. Каждый тенге приходится считать.
Телефонные переговоры с центральным офисом Европейской страховой компании, расположенным в столице, привели к тому, что Зауре Уксимбаевой велели прислать 12 различных нотариально заверенных документов, включая выписку из отцовской медкарты за последние три года.
- Я все это собрала, хотя передвигаться по нашему городу в инвалидной коляске очень трудно! - восклицает Зауре. - Отправила документы куда просили, затем связалась с тамошними менеджерами, и мне ответили, чтобы я особенно не рассчитывала на страховку: пенсионерам, даже если удастся доказать страховой случай, они возмещают не более 90-100 тысяч тенге.
Все надежды решить проблему рухнули. Сейчас банк требует от Уксимбаевой выплатить долги отца. Сумма, которую буквально ежедневно ей называют по телефону, выросла до астрономических для Зауре 700 тысяч тенге, а платить нечем.
- После смерти папы остался только один его банковский вклад - насколько я знаю, меньше сотни тысяч тенге. Но я им смогу распорядиться не скоро, - удрученно поясняет Уксимбаева. - А счетчик тикает, ежедневно начисляется пеня. Жилья или еще каких-то ценностей у отца не было. Мама старенькая, с минимальной пенсией. Сейчас она из-за всех этих проблем слегла в больницу с гипертоническим кризом. Дом, где мы проживаем, не наш - родственнику принадлежит. Хоть почку продавай, но я ведь больная насквозь - кто ее возьмет?..
Ольга ДАВЫДОВА, фото автора, Кызылорда