Без пощады
Ауэзовский райсуд Алматы в минувший четверг, как известно, приговорил Татьяну СЕМЧЕНКО (на снимке), ставшую виновницей ДТП, в котором погибла 5-летняя девочка и еще девять детей пострадали, к двум с половиной годам лишения свободы в колонии-поселении и лишил водительских прав на пять лет. Наш корреспондент прочувствовал, как трагедия потерпевших обернулась большой человеческой драмой для подсудимой.
Напомним, трагедия произошла днем 20 мая в детском саду № 58 в микрорайоне “Таугуль-1” южной столицы: Татьяна Семченко, управляя черной Toyota Land Cruiser, снесла забор детсада и въехала на детскую площадку, на которой в тот момент играли 26 детей.
Обвиняемая по статье 365 (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее смерть человека) Уголовного кодекса Семченко на первом судебном заседании признала свою вину полностью, а до этого выплатила требуемую родителями пострадавших детей сумму в качестве компенсации материального ущерба. Судья Бахытжан ЕСЕНОВ огласил заявления родителей, которые уже не имеют претензий к подсудимой.
Такой поворот в деле вызвал всплеск негодования у родителей детей, получивших в том страшном ДТП, по заключениям медиков, легкие травмы и потому не признанных в рамках уголовного дела потерпевшими.
Алмас МУХАМЕТЖАНОВ, отец 5-летней Салтанат СУЛТАНГАЛИ, рассказал, что его дочь получила черепно-мозговую травму, ушиб почки, многочисленные ссадины. Девочке даже пришлось зашивать ногу, а из-за сотрясения мозга ей теперь предстоит два года наблюдаться у невропатолога.
- Разве это легкие травмы? Что можно назвать легкими травмами? - возмущался в суде Алмас.
Сумму материальной компенсации он оценил в полтора миллиона тенге.
Мама другой пострадавшей девочки - Дана ГИМАДИЕВА также заявила, что требует от подсудимой возместить в полном объеме материальный и моральный ущерб.
- У нашей дочки сотрясение головного мозга, и это признали легким повреждением, - сказала Дана. - Мы до сих пор наблюдаемся у невропатолога, психолога и психотерапевта.
В ответ на эти и другие подобные выпады родителей детей судья и адвокат Татьяны Семченко Ануарбек БЕКИШЕВ посоветовали им обратиться с заявлением в суд в гражданском порядке, так как, согласно закону, разбирательства по ДТП, в результате которых получены легкие травмы, не относятся к уголовному судопроизводству.
Сама Татьяна, услышав возмущения родителей, расплакалась и пообещала сделать все, что в ее силах:
- Я понимаю, что загладить вину невозможно, я полностью раскаиваюсь в содеянном, прошу прощения у родителей пострадавших детей! - сбивчиво-надрывно произнесла подсудимая. - Я полностью признаю свою вину, полностью раскаиваюсь в содеянном! Моя дочь и мои престарелые родители всячески пытались помочь пострадавшим детям, загладить вину. Я обещаю родителям других потерпевших детей, что моя страховая компания обязуется выплатить компенсации всем оставшимся, и я прошу все это учесть при вынесении приговора. Я находилась под стражей и не могла встретиться с ними. Дайте мне возможность исправиться! И прошу суд смягчить приговор.
При этом ее адвокат, ссылаясь на статью 67 УК, заявил, что лицо, выполнившее все условия пострадавшей стороны в полном объеме, может быть освобождено от уголовной ответственности.
- Кроме того, Татьяна страдает тяжелым онкологическим заболеванием - раком правой груди третьей степени, переходящей в четвертую, которая считается уже последней, - добавил он.
В свою очередь адвокат стороны потерпевших Жанар КАЛИЕВА отметила, что оставляет решение об освобождении подсудимой от уголовной ответственности на усмотрение суда. Который был неумолим: он согласился с положениями процессуального соглашения между обвиняемой и прокурором, которое огласила в ходе заседания гособвинитель Гульмира СЕЙТКАЗИЕВА.
Кроме того, судья постановил взыскать с виновной судебные издержки в размере 132 000 тенге. При этом черный внедорожник Toyota Land Cruiser, управляя которым женщина совершила ДТП, возвратят осужденной.
Татьяна Семченко и ее пожилая мать, пришедшая на суд, встретили это решение со слезами отчаяния.
Ануарбек Бекишев и общественная защитница Татьяны ее дочь Анастасия СЕМЧЕНКО поначалу отказались комментировать приговор, однако после суда адвокат сообщил, что они собираются обжаловать решение суда.
Екатерина ТИХОНОВА,фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Из досье
Согласно п. 37 ст. 7 УПК, процессуальное соглашение - это соглашение, заключаемое между прокурором и подозреваемым, обвиняемым или подсудимым на любой стадии уголовного процесса или осужденным.
Процессуальное соглашение может быть заключено в двух формах:
- сделки о признании вины;
- соглашения о сотрудничестве.
Сделки о признании вины могут быть заключены по преступлениям небольшой, средней тяжести либо тяжким преступлениям - в случае согласия подозреваемого, обвиняемого с подозрением, обвинением. Соглашения о сотрудничестве - по всем категориям преступлений при способствовании раскрытию и расследованию преступлений, совершенных преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений.
Процессуальное соглашение не может быть заключено с лицами, совершившими запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или заболевшими после совершения преступления психическим расстройством.
По информации Генеральной прокуратуры республики.