5924

Езда на правду вышла

Наш корреспондент проехала по алматинскому проспекту Абая на метро, троллейбусе и своем автомобиле и выяснила, на чем из пункта “А” в пункт “Б” добраться быстрее всего.

Ровно месяц назад в Алматы заработала первая в Казах­стане выделенная полоса для общественного транспорта. Сделали ее, как известно, на всем 9-километровом протяжении проспекта Абая - от проспекта Достык до улицы Момышулы. Главная цель проекта - увеличить эксплуатационную скорость движения автобусов и троллейбусов, а соответственно, и пассажиропоток. Власти города все еще грезят мыслью пересадить всех алматинцев с личного транспорта на общественный - и “выделенка” лишь одна из многочисленных мер, которая должна заставить их сделать это. За минувший месяц автомобилисты, которые ездят по Абая, привыкали к нововведениям. За это время ситуация вроде бы устаканилась, и накануне мы решили проверить, сколько времени уйдет на то, чтобы преодолеть участок от Достык до Момышулы на разных видах транспорта. И вот что из этого получилось.

Метро

Спускаюсь в подземку на станции “Абай”, откуда и стартует “выделенка”. Поезд отъезжает от платформы. На часах - 13.05. К конечной станции “Москва”, расположенной в пятом микрорайоне между проспектом Алтынсарина (бывший Правды) и Оте­ген батыра, мы прибываем ровно через 15 минут. Еще пять у меня уходит на то, чтобы дойти до ближайшей остановки общественного транспорта, которая была организована недавно, после открытия станции метро. Жду. Автобусы едут, правда, почему-то мимо. Понимая, что так можно стоять долго, иду дальше, до перекрестка Алтынсарина. Здесь нет остановки, люди стоят прямо вдоль проспекта, зато общественный транспорт останавливается. В 13.35 сажусь в троллейбус №25 и за семь минут доезжаю до улицы Момышулы. Общее время в пути - 37 минут. Это при том, что лишь 15 из них я провела в метро и проехала основную часть своего маршрута. Если бы автобусы останавливались на той остановке, что недалеко от подземки, я смогла бы сэкономить минут десять.
Автомобилисты, несмотря на штрафы и запреты, продолжают нарушать правила. Водителю нашего троллейбуса приходится несколько раз выруливать со своей полосы, чтобы объезжать внаглую припаркованные в неположенном месте машины. Так что схема движения общественного транспорта по Абая по-прежнему напоминает извилистую линию, хотя по идее должна быть прямой.

Троллейбус

Доехав до конечной точки “выделенки” - улицы Момышулы, перехожу дорогу и жду транспорт, следующий по Абая, но уже в обратном направлении - к проспекту Достык. Первым подъезжает опять же троллейбус №25. Вхожу внутрь. Точка отсчета - 13 часов 50 минут. Через семь минут за окном мелькает конечная станция метро. Еще раз засекаю время, чтобы сравнить, за сколько этот участок пути проедет “рогатый”. Едем, в принципе, с комфортом. Салон полупустой, дама за рулем никуда не спешит. Иногда обруливаем “бомбил”, тормозим перед теми, кто внезапно решил, что ему нужно перестроиться в выделенную полосу для поворота направо. На пересечении с улицей Байтурсынова у нашего троллейбуса отваливаются рога - на ремонт уходит несколько минут. В 14.30 добираемся до проспекта Достык. Общее время в пути - ровно сорок минут. При этом более получаса уходит на то, чтобы преодолеть путь от станции “Москва” до станции “Абай” - то есть в два раза дольше, чем под землей. Думаю, автобус осилил бы этот маршрут чуть быстрее, чем его “рогатый” собрат, но картина, в принципе, ясна.

Автомобиль

От Дворца Республики на своей машине я отъезжаю ровно в 17.00. Практически нигде заторов нет: сказывается летний период - автомобилей становится традиционно меньше, и не самое загруженное с транспортной точки зрения время суток. Через час-другой машин здесь прибавится. А сейчас дорога свободна. Первый участок, где затруднено движение, - пересечение с проспектом Алтынсарина. Здесь я и понимаю, что чувствуют водители, стоящие в пробке, мимо которых пролетают автобусы и троллейбусы. Перекресток преодолен, дальше из-за обилия машин едем чуть медленнее. От Достык до улицы Саина, перед которой выстроился внушительный хвост из автомобилей, добираюсь за 20 минут. Стоя в пробке, наблюдаю, как не выдерживают нервы у тех, кто рядом. Соседи, устав ждать, то и дело выныривают из своего ряда и следом за автобусами едут по “выделенке”. Замечаю, что немногие обращают внимание и на правила маневрирования. По идее, выезжать на ряд для общественного транспорта можно лишь в местах, где нанесена прерывистая разметка, и практически сразу, через 20-30 метров, покидать ее. Но делают это далеко не все: многие, включая правый поворотник, едут по “выделенке” так, как хотят, и столько, сколько им удобно. Не нарушая правил, доезжаю до улицы Момышулы в 17.30, то есть ровно через полчаса после старта. Это самое короткое время, за которое я преодолела путь по Абая. Понятно, что осенью и часиков этак в шесть-семь оно будет неумолимо увеличиваться, но пока дела обстоят именно так. В принципе же, становится ясно: чтобы проехать расстояние от Достык до Момышулы на общественном транспорте или на своем собственном авто, уйдет примерно одинаковое время. Результат, который еще месяц назад казался фантастическим.
- Наши ожидания от внедрения выделенной полосы полностью оправдались, - заявил нашей газете заместитель руководителя управления пассажирского транспорта акимата Алматы Ерлан АДИЛОВ. - Нам звонят пассажиры и просят сделать выделенную полосу и на других улицах города. Если раньше они с одного до другого конца Абая доезжали за час-полтора, то сейчас это время значительно сократилось до 35-40 минут. Конечно, проблемы еще есть: не все водители соблюдают ПДД и все равно выезжают на эту полосу, но полицейские делают все, чтобы их становилось меньше.
- А сами водители автобусов не выезжают со своей полосы, гоняясь с конкурентами?
- Нет, конечно. Смысла нет. Мы провели оптимизацию и убрали все дублирующие друг друга маршруты, так что им не с кем гоняться.
За месяц полицейские выявили 771 нарушение ПДД, связанное с неправильной ездой по Абая, на штраф-стоянки водворили 78 машин. Самое распространенное - парковка в неположенном месте, высадка и посадка пассажиров на выделенной полосе. Чиновники, окрыленные удачным опытом, не скрывают, что “выделенки” появятся и на других магистралях города. Правда, пока они не говорят, где именно. Единственное, что ясно: до конца этого года должно быть разработано технико-экономическое обоснование строительства БРТ в Алматы - это тоже выделенная, но отделенная от других автомобилей специальным ограждением полоса для скоростных автобусов. Пилотный коридор, по которому она будет проходить, уже утвержден: мкр. “Орбита” - ул. Мустафина - ул. Сулейменова - ул. Жандосова - ул. Тимирязева - ул. Желтоксан - ул. Кабанбай батыра - ул. Калдаякова - ул. Толе би - ВОАД - Восточный вокзал, который пока не построен.

Оксана АКУЛОВА, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть