4625

Добро пожаловать, или Конкурентам въезд запрещён

Одной из главных новостей этой недели стало начало действия приказа министра по инвестициям и развитию РК, который поставил крест на деятельности независимых поставщиков, привозивших на продажу из России и Белоруссии мелкие партии машин.

В документе под названием “Об утверждении перечня отдельных видов товаров, в отношении ввоза которых с территории стран Евразийского экономического союза предоставляется исключительное право, за исключением транспортных средств, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности” (выделено нами. - Ред.), ключевой является последняя фраза, именно она наиболее важна для простых казахстанцев. Что это означает? Во-первых, люди по-прежнему могут ездить в Россию и Белоруссию, а вскоре и в Киргизию покупать там авто для личного пользования и спокойно ввозить их в Казахстан. Во-вторых, ограничения касаются лишь юридических лиц, а значит, рынка новых автомобилей. На сбыте подержанных машин это никак не скажется. Ведь те же барахольщики, на защиту которых встали некоторые пользователи Казнета, ввозят машины как частные лица, а потом их попросту перепродают. Так что и на них этот приказ вряд ли отразится напрямую. Касается он лишь тех самых “серых” дилеров, составлявших до недавнего времени конкуренцию официалам. Кто они такие? Иначе говоря, параллельные импортеры или независимые поставщики, небольшие компании, которые заключают договор с производителями автомобилей, допустим, в России, и завозят сюда на автофурах или поездах мелкие партии - по десять-двадцать машин. Их они продают не в шикарных, многоэтажных моллах, а в небольших салонах или на открытых площадках. Это абсолютно легально ввезенные автомобили, за которые оплачены пошлины и оформлены все документы. Эксперты считают, что эти машины ничем не отличаются от тех, которые продаются у официальных дистрибьюторов, только купить их можно по более низкой цене.
- Владельцы официальных дилерских центров вкладывают в их создание миллионы тенге: им нужно построить или купить здание, оборудовать сервисные центры, содержать штат сотрудников. К тому же пройти кучу согласований, подписать кипу документов. Отсюда и разница в ценах, которую предлагают официальные и неофициальные дилеры, ведь первые вкладывают в цену автомобиля, выставленного в салоне, все вышеназванные расходы, - дает расклад председатель независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ (на снимке). - У независимых импортеров можно купить машину на две, три, пять, а то и десять тысяч долларов дешевле. Если теперь, после вступления в силу этого приказа, никто не сможет составлять конкуренцию официальным дилерам, то кто помешает им поставить такую цену, какую они захотят? Мы рискуем вернуться во времена годичной давности, когда только они диктовали то, какие ценники будут в автосалонах.
- Это произойдет сразу? И что будет с рынком подержанных автомобилей?
- Нет, не думаю, что мы сразу увидим рост цен. Но они, как минимум, не снизятся. Здесь все зависит не только от желания наших официалов, но и от ситуации в мире. Почти на 50 процентов произошло падение сбыта автомобилей в России, казахстанский рынок немного поднялся за счет внедрения льготного автокредитования, но все равно его показатели ниже, чем в прошлом году - в мире сложная экономическая ситуация. Возможно, эти факторы станут своеобразным балансом, и наши дилеры не будут повышать цены. По крайней мере, это нецелесообразно. Что же касается подержанных автомобилей, то в Казахстан только за три месяца этого года было ввезено 30 тысяч машин, при этом продажи очень низкие, а предложений - хоть отбавляй. Поэтому не думаю, что цены из-за этих нововведений здесь начнут расти. Но ведь важно говорить о более далеких перспективах. Нас снова ограничивают в праве выбора и связывают по рукам. Если раньше я мог пойти к официальному дистрибьютору или, желая сэкономить, независимому поставщику, то сегодня меня этого лишают. Да, по-прежнему можно поехать за новым автомобилем в ту же Россию, но какой процент казахстанцев, взвесив все риски, на это решится? А официальные дилеры при этом окажутся в дамках и смогут делать все, что захотят, именно из-за отсутствия конкуренции.
Но если послушать чиновников, с легкой руки которых появился этот приказ, то окажется, что они работали исключительно на благо простого народа. А документ этот приняли не для ограничения авторынка, а “...создания условий для защиты потребителей от недобросовестных поставщиков автотранспортных средств, а также обеспечения высоких стандартов качества в сфере продаж и сервиса автомобилей в РК, которые могут гарантировать только официальные представители производителей...”. Видимо, теперь рынок новых автомобилей в Казахстане станет образцово-показательным.
- На мой взгляд, это постановление - чистой воды лоббирование интересов наших производителей, - считает Эдоков. - И о защите нас, казахстанцев, здесь речи не идет. Возможность беспошлинно завезти машины из соседней России, где выбор гораздо больше, а цены ниже - яркий пример положительного эффекта от вступления в Таможенный союз, который смогли ощутить простые люди. И практически тут же чиновники начинают вводить всевозможные ограничения. Сначала появляется приказ об ограничении свободного ввоза в Казахстан подержанных машин из стран Евразийского союза. И мы теперь не можем купить у соседей, допустим, “тойоту” старше 2009 года, потому что ввезенные автомобили должны соответствовать Евро-4. Тогда чиновники тоже говорили о том, что их цель сделать так, чтобы в страну ввозили экологичные и безопасные машины. Теперь следующие ограничения, но уже для юрлиц и новых машин. И все это в конечном итоге отражается на нас. Эта ситуация лишний раз подтверждает: то, что выгодно потребителям, совершенно не устраивает наших производителей.
Добавлю лишь, что получить лицензию на то, чтобы и дальше ввозить партии машин из стран-союзников, можно будет в Министерстве по инвестициям и развитию. Их станут выдавать только юридическим лицам, которые являются официальными представителями изготовителя или официальным дилерам на основании дилерского либо дистрибьюторского соглашения. А вот многие ли из мелких компаний, работавших на этом рынке, смогут удержать свои позиции - большой вопрос.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа Егорова и с сайта drom.ru, Алматы

Поделиться
Класснуть