5742

Пока “Беркут” не клюнет

Наша бывшая соотечественница, ныне гражданка Германии, переехавшая на историческую родину более 10 лет назад, решила вместе с детьми навестить оставшихся в Павлодаре родственников. Но казахстанские пограничники заявили ей, что назад в Германию ее не выпустят. Мол, она значится в… списке граждан Казахстана, которым временно запрещен выезд из страны.

Прилетев в Павлодар и протянув немецкий паспорт (он, как извест­но, без отчества) на пограничном конт­роле в аэропорту, Екатерина ДОРН ус­лышала от пограничника:
- А какое у вас отчество?
- Сергеевна, - ответила женщина, слегка удивившись.
Следующий вопрос пограничника ее не просто изумил, а поверг в шок.
- А вы знаете, что находитесь в списке невыездных как злостная неплательщица? Из Казахстана вас до погашения долгов мы выпустить не сможем.
Вместо того чтобы наслаждаться общением, весь июнь павлодарская родня Екатерины проводила расследование. Выяснилось, что в базу данных должников Екатерина Дорн попала за долг по теплу и электроэнергии в сумме 535 тысяч 259 тенге, накопившихся за квартирой № 7 дома 154/1 по ул. Ломова, которую женщина бросила, уезжая в Германию. Есть шесть решений суда, первое из которых вынесено еще в 2003 году, набежала пеня.
Поясним, дом по данному адресу - двух­этажка в павлодарском микрорайоне “Алюминстрой”. Дома здесь строились в середине прошлого века как временные и давно уже были признаны непригодными для жилья. Поэтому-то, уезжая на ПМЖ в Германию, Екатерина и не смогла продать свою квартиру, а просто заперла ее на ключ и отбыла. Нашлись незваные квартиранты, самовольно занявшие пустующую квартиру. А поскольку в доме уже давно были перебои с отоплением и горячей водой, электричество жгли круглосуточно, вот и нажгли. Чья вина в том, что произошел самозахват? Это уже другая тема. Дом был снесен по решению акима области Ерлана Арына в 2013 году.
Все павлодарские юристы в один голос твердили женщине, что это чушь - никто ее на границе не задержит. Фамилия в ее паспорте написана латиницей, тогда как в базе должников “Беркут” - кириллицей, отчества в паспорте нет, и она может назваться хоть Васильевной, хоть Ивановной. Трехлетний срок исковой давности прошел, да и вообще, за какие долги могут возникнуть ограничения на выезд для гражданина другой страны? Но Екатерина решила, что лучше не рисковать и оплатить чужие долги - это же Казахстан. Павлодарские родственники женщины, знающие местные реалии, пошли брать кредит в 700 тысяч тенге, чтобы оплатить чужие долги 2003 года за свет.
Нынешним летом на границе за долги развернули уже более 200 павлодарских отпускников. О том, что судебные исполнители составляют списки невыездных должников, народ прекрасно осведомлен. Но оказалось, что не все догадываются о том, что они и есть эти самые злостные неплательщики. Кто-то совершил мелкое нарушение ПДД и попал под прицел видеокамер, но положенного уведомления так и не получил. Кто-то долг давно оплатил, а судисполнители вычеркивать его из “чер­ных списков” и не подумали.
- Мы, к примеру, пытались как-то помочь павлодарке Олесе ВИСЛОГУЗОВОЙ, которую с двумя детьми на пограничном пункте “Урлютобе” не пустили в отпуск в Россию, но, увы, безуспешно, - рассказывает начальник отдела по связям с общественностью АО “Павлодарэнерго” Аскар ШОМШЕКОВ.
История павлодарского воспитателя детского сада Олеси Вислогузовой заставила журналистов проводить целое расследование, чтобы выяснить - кто виноват в ее ситуации. Все свои долги за свет женщина оплатила еще зимой, а летом решила съездить в гости к родственникам в Россию.
- Пограничники заявили, что я невыездная. Как ни пыталась убедить их, что их данные ошибочны, не смогла. Пришлось на попутке возвращаться домой, - рассказывает женщина.
Начальник отдела департамента по исполнению судебных актов Мадияр КИРМАНДАЕВ утверждает, что их ведомство ни при чем. Мол, сотрудник департамента действительно внес Оле­сю в список невыездных, но затем “Пав­лодарэнергосбыт” якобы отозвал ее дело, чтобы передать частным судебным исполнителям. Энергетики в свою очередь подняли документы и выяснили, что ничего подобного не было - никто исполнительные документы у государственных судиспол­нителей не отзывал и частным не пере­давал.
- Женщина по решению суда оплатила все долги перед нами, о чем мы выдали ей справку, - говорит Аскар Шомшеков. - С этой справкой Олеся вновь отправилась в департамент по исполнению судебных актов, где ее заверили, что исключат из базы “Беркут”. Поверив, женщина вновь купила билеты на автобус в Россию. Собрала детей, доехала до поста “Урлютобе”, и… ее второй раз не пустили. Снова пришлось ловить попутку и возвращаться домой. К сожалению, государственные исполнители теряют исполнительные документы, их наказывают, но порядка нет.
Одним словом, немке Екатерине Дорн еще очень повезло: то ли шрифт в паспорте и отсутствие отчества помогли, то ли судебные исполнители ей попались более дисциплинированные - все-таки иностранка. Нашим соотечественникам в отличие от гражданки Германии лучше рассчитывать только на себя.

Ольга ВОРОНЬКО, коллаж Владимира ЗАИКИНА, Павлодар

Поделиться
Класснуть