Как Ленин в мавзолее
В Кызылорде не хватает образованных священнослужителей, считают в областном Центре исследования религиозных проблем.
- В регионе на данный момент 162 официально зарегистрированных религиозных объединения, - рассказывает руководитель центра Бакытжан КАМАЛОВ. - 148 из них - это мечети, или, как принято говорить, филиалы ДУМК. Около девяноста процентов кызылординцев исповедуют ислам, и именно в мечетях мало по-настоящему грамотных представителей духовенства, нужны служители культа с высшим образованием.
По мнению Камалова, это изменит многое.
- Грамотный священнослужитель умеет свою паству уберечь от многих заблуждений, - убежден он. - И, кстати, важно, чтобы религиозные деятели разъясняли людям, что, например, не стоит, влезая в долги, показывать, как сильно ты уважаешь усопшего родственника, строя над его могилой мазар, больше похожий на дворец. Все хорошо лишь в меру и не в ущерб семье.
Из-за религиозной малограмотности населения в Кызылординской области то и дело происходят случаи, обсуждаемые людьми годами. Например, однажды, казалось бы, правоверный мусульманин завещал похоронить себя... на земле.
Пожилой житель одного из аулов незадолго до своей кончины отстроил на местном кладбище купольный мавзолей, как объяснил родным, для себя и своей супруги. И оставил завещание, в котором сыновьям пояснил, как его похоронить. В нем буквально было сказано, что человек после смерти не желает быть закопанным в землю. А желает остаться на ней. Примерно как Ленин в мавзолее.
Священнослужитель того небольшого села, когда смерть человека случилась, пытался объяснить его родным, что ни с точки зрения санитарных правил, ни с обрядовой стороны нельзя так поступать с телом, но разговор не дал результатов. На землю внутри мавзолея положили ковер, на него тело. И из кирпича над ним соорудили что-то типа склепа. Но факт остается фактом - человека не похоронили, не предали земле. Когда после события по аулам пошла гулять волна народного недоумения, дело взялся улаживать главный имам области, на тот момент Дайрабай Кажы. И лишь он сумел объяснить семье покойного, что если мусульманин завещал своим детям совершить что-то абсолютно противоречащее шариату, те не должны следовать указаниям предка. А в шариате не сказано, что усопшего можно и не хоронить.
Ольга ДАВЫДОВА, Кызылорда