Без права на ошибку
Профессор Раушан КАРИМОВА: ЕНТ сегодня - это индикатор психического состояния нашей молодежи
Минувшая весна и наступившее лето отметились всплеском самоубийств детей. На этой неделе 23 июня в правительстве даже прошло специальное селекторное совещание по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Выступивший в ходе него вице-премьер Бердибек САПАРБАЕВ в числе основных проблем назвал отсутствие слаженных системных взаимоотношений госорганов, слабую работу служб психологической помощи, недостаточный уровень взаимодействия руководства школ, родительских комитетов и отделов по делам несовершеннолетних, низкий уровень вовлечения детей и молодежи в занятие физкультурой и спортом. “Главой государства поручено принять соответствующие меры по профилактике подростковых суицидов и преступлений сексуального характера в отношении детей. Поэтому нам необходимо пересмотреть и активизировать нашу работу в этом направлении”, - отметил замглавы кабмина.
Что же толкает детей на самоубийства? Об этом в интервью газете “Время” рассказала доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией суицидологии Казахского национального педагогического университета им. Абая Раушан КАРИМОВА (на снимке).
- Весной, как и осенью, обостряются психические заболевания и функциональные расстройства нервной системы - это общеизвестный факт, - прежде всего напомнила профессор. - Но ситуация в весенний период усугубляется еще и тем, что у детей заканчивается учебный год, у них возрастает усталость, происходит истощение нервной системы, конфликты между учениками достигают своей кульминации. Одно слово, необдуманное действие могут привести к таким бурным реакциям, что просто диву даешься. Все эти факторы плюс биологические и физиологические аспекты, влияющие на суицид, и приводят к необратимым последствиям.
Именно поэтому так много зависит от того, в каком окружении живет и учится ребенок. Если он все время будет находиться под нажимом, справиться с этим ему будет очень сложно. Ко мне на консультации приводили одиннадцатиклассника, мы разговаривали с ним о школе, и он рассказывал, как учителя постоянно им твердят: “Если вы не сдадите ЕНТ - станете дворниками и техничками!”. Находиться под таким прессингом крайне сложно.
- Но и в Минобре, и в прокуратуре отрицают причинно-следственную связь между ЕНТ и самоубийством подростков...
- Действительно, нет ни одной прямой связи между тестированием и суицидом. Нельзя сказать, что именно страх перед тестированием или его неудачный результат стали причиной самоубийства. Но не стоит забывать про напряженность, жесткость, строгость подходов, характерных в процессе подготовки к ЕНТ, которые накладывают свой отпечаток на эмоциональное состояние детей. Они особенно испытывают это напряжение начиная с 10 класса, когда начинается подготовка к ЕНТ. Последние два года учебы в школе вся их жизнь крутится, по сути, только вокруг этого. Дети начинают бояться всего того, что с ними происходит, их психологическое состояние меняется - и в какой-то момент они срываются.
При этом, конечно же, нужно учитывать, что у суицидов множество причин, и они никогда не сводятся к чему-то одному. Другое дело - что станет тем спусковым механизмом, который приведет к необратимым последствиям. А ЕНТ - это своего рода индикатор психического состояния нашей молодежи. И я считаю, что нам нужно в корне пересмотреть его значимость. Подобные тесты дети пишут во всем мире, но там не придают им такого драматизма и фатальности, как у нас.
Понятно, что дело не столько и уж, конечно, не только в ЕНТ. Причин, из-за которых дети совершают самоубийства, множество, и в этом нельзя не согласиться с Раушан Каримовой. А одной из главных причин специалисты называют стремительно увеличивающуюся пропасть между родителями и их детьми. Каждый сам по себе: у мам и пап свои соцсети, у их отпрысков - свои. Родители зачастую не знают о проблемах, которые волнуют их детей. Из-за этого подростки уже не воспринимают свой дом как остров безопасности, на котором можно чувствовать себя спокойно.
- Подростковый возраст - это совершенно другая эпоха в развитии детей, - продолжает наш собеседник. - И педагогов, и родителей нужно учить тому, как с ними общаться в этот период. Учителя и психологи должны очень активно работать с близкими подростка, быть с ними в тесной связке, рассказывать о том, какие проблемы у него могут возникнуть в этот период.
- У нас в каждой школе работают и психологи, и социальные педагоги. Только есть ли от них толк? Вспомнить хотя бы недавний случай в одном из поселков Сарыагашского района Южного Казахстана, где девочка повесилась из-за конфликта с одноклассницей. Наверняка не один месяц длилось это противостояние. Куда смотрели два психолога, работающие в местной школе?
- Увы, школьные психологи довольно часто занимаются не тем, чем нужно, причем не по своей воле! Они загружены организационными делами, социальные педагоги - распределением помощи малоимущим. Хотя в первую очередь их задача - выявлять и улаживать вот такие межличностные конфликты.
А в той ситуации, о которой вы говорите, виноваты не только психологи, но и классный руководитель, и актив класса, которые давно должны были обратить внимание на эту ситуацию. Трудно рассуждать о том, что происходило между этими девочками и кто из них виноват, но то, что конфликт дошел до такой непоправимой черты, - большая ошибка коллектива школы. Наверное, нам следует пересмотреть критерии работы школьных психологов, сделать так, чтобы взрослые знали, чем дышит класс.
- Может, вопрос еще и в квалификации этих психологов? Кто идет в школы на мизерные ставки? В основном те, кто не смог найти себе более теплого места или интересной работы.
- Знаете, у нас стало очень много самоучек-психологов, которые прослушали какие-то зарубежные курсы, поучаствовали в тренингах и стали называть себя специалистами. Но когда начинаешь говорить с ними об элементарных вещах, например о психофизиологии подросткового возраста, они не могут сказать ничего вразумительного!
Могу привести один очень показательный пример. В одном из колледжей Алматы между подростками произошла драка, и руководство учебного заведения пригласило для урегулирования ситуации вот такого “сертифицированного” психолога. Он предложил ребятам нарисовать несуществующее животное. Замечу, этот тест не обладает какой-то ценностью, и на его основании нельзя делать существенных умозаключений. Так вот, один из участников драки не стал рисовать животное, а изобразил воина в шлеме, с саблями и цепями. Ребенок просто увлекался древней историей тюрков. И что вы думаете? Этот горе-психолог сказал мальчику, что у него скрытые признаки садомазохизма и ранней шизофрении! Ребенок после этого был на грани депрессии, он буквально задергал маму: “Зачем я буду тебя мучить?”. К счастью, женщина вовремя спохватилась - привела сына ко мне, и мы избежали каких-то страшных последствий.
Поэтому я считаю, что в школы нужно принимать только грамотных, высококвалифицированных психологов, тщательно проверять, где и как они учились. Сейчас, на мой взгляд, не совсем верно оценивают качество подготовки кадров и работу специалистов. Психологи, а детские в особенности, должны делать свои выводы, опираясь исключительно на фундаментальные основы психологии.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА и с сайта 5psy.ru, Алматы
Дословно
“Фактов совершения суицида среди несовершеннолетних, связанных с проведением Единого национального тестирования (в 2015 году. - Ред.), не установлено”.
Из ответа Генеральной прокуратуры Казахстана на запрос Tengrinews.
“Случаи суицида среди школьников в Казахстане есть, как и везде в мире. Это трагичные случаи. По моему мнению, они происходят в силу различных стрессовых состояний, которые испытывает тот или иной человек. Мы каждый случай исследуем, психологи работают. Но я не знаю, чтобы именно в результате ЕНТ произошло суицидальное действие. Статистики такой, что из-за ЕНТ (был суицид), - ее нет”.
Из ответа на вопрос журналистов председателя комитета по контролю в сфере образования и науки Минобрнауки Саята НЮСУПОВА на брифинге 15 мая 2015 г.