Лихорадка на жёлтой полосе
Наши корреспонденты вместе с полицейским начальством прокатились “вдоль по выделенке”
Выделенка была запущена на алматинском проспекте Абая в минувший понедельник (см. “Овчинка выделенки стоит?”, “Время” от 16.6.2015 г.). С того же дня полицейские стали штрафовать водителей машин, нарушающих правила движения по этой автополосе. Только за первые четыре дня стражи порядка привлекли к ответственности 128 человек, кроме того, около полусотни нарушителей зафиксировали видеорегистраторы, которыми оборудованы все троллейбусы и автобусы, курсирующие по проспекту Абая.
- Водители общественного транспорта направляют нам фотографии, на которых запечатлены машины, заезжающие на выделенную полосу, - рассказал “Времени” начальник административной полиции городского ДВД Нурлан АЛМАСБЕКОВ (на снимке), вместе с которым мы проехали по Абая. - Наша задача - выяснить личности этих автомобилистов и сообщить им о нарушении. Приглашаем их в ДВД, где составляем протокол. Тех, кто игнорирует наше приглашение, предупреждаем, что административное дело будет возбуждено без них.
Едем по Абая в сторону проспекта Достык. Метрах в 50 перед нами два парня ловят на обочине машину. Бомбила на Daewoo, завидев пассажиров, тут же выворачивает на выделенку. Договорились. Но далеко не уехали.
- Daewoo Matiz, прижмитесь вправо! - раздается из нашей патрульной машины.
Перепуганный водитель чуть ли не с ходу начинает клянчить:
- Я первый раз на эту полосу выехал, не знал, что нельзя этого делать. Простите, пожалуйста! Больше не буду!
- Незнание не освобождает от ответственности, - проверяя документы, бросает полицейский: - Пассажиров везете?
- Нет, это мои знакомые. Я случайно их встретил...
Подобные россказни стражи дорог выслушивают каждый день: не знал, не сообразил. Хотя признают, что и вправду не все водители успели усвоить правила езды по обновленной трассе проспекта Абая. Большинство, конечно, понимает, что выделенку занимать нельзя, но и кроме этого вопросов хватает. Мы несколько раз видели, как автомобилисты в нарушение всех правил дорожного движения поворачивают направо со второго ряда, не выезжая на полосу для общественного транспорта. Теряются, боятся или просто не знают, что перед таким поворотом можно и нужно заехать на выделенку в месте прерывистой разметки на асфальте. Это важно иметь в виду, ведь оштрафовать могут и за нарушение правил маневрирования.
Еще один нюанс - посадка и высадка пассажиров. Многие понимают, что делать этого на полосе для общественного транспорта нельзя, но...
- Этот водитель выехал на полосу, чтобы высадить свою жену возле торгового центра, - объяснил причину остановки внедорожника BMW, мимо которого мы проехали, сотрудник полка дорожной полиции Санжар АЛИМБЕКОВ. - Говорит, что дал несколько кругов, но не нашел свободного места. Решил все-таки остановиться, думал, жена быстренько выскочит...
Не получилось. Теперь придется заплатить почти 20 тысяч тенге. Именно из-за таких на первый взгляд мелочей алматинские водители и клянут всех тех, кто решил оборудовать выделенную полосу на проспекте Абая.
- Неудобства? Они, конечно, есть, - признает главный административный полицейский города. - Но существует такая закономерность: чем лучше дорожная инфраструктура в городе, тем больше личного транспорта. В Алматы зарегистрировано 550 тысяч автомобилей, и их становится все больше - в начале этого года только из России горожане завезли более 18 тысяч машин!
- Это как раз к вопросу о пробках. Абая и раньше была перегружена, а теперь тем более.
- Пока больших пробок нет: сейчас лето - интенсивность движения спадает. Но, конечно, вечером, когда все едут в спальные районы города, и, наоборот, утром, когда люди добираются на работу, автомобилей становится больше. Но в это время мы увеличиваем количество своих сотрудников на дороге и время разрешающего сигнала светофора. К тому же мы уже видим, что люди оптимизируют свои маршруты и перемещаются на соседние параллельные улицы.
- Значит, пробки будут там - на Сатпаева, Жандосова, часть которой, кстати, сейчас вообще перекрыта.
- Заторы - это проблема любого мегаполиса. Наша задача - сделать все, чтобы как можно больше людей пересело на общественный транспорт. Другого выхода, кроме запретительных мер, нет.
Многие еще не разобрались и с новыми правилами парковки на Абая. За такое нарушение, кстати, наказывают даже чаще, чем за выезд на саму полосу для общественного транспорта. Всего за четыре дня порталы ДВД увезли на штрафстоянку порядка 60 машин. Полицейские объясняют: парковаться обычным автомобилям можно вдоль обочины в местах, где нанесена специальная белая разметка, определяющая место для автомобилей. Многие же оставляют свои машины в карманах, которые сейчас отдали для парковки такси: там нанесена желтая зигзагообразная линия и выставлены специальные знаки. На наших глазах полицейские составляют сразу несколько протоколов на тех, кто занял место на парковке для такси.
Сейчас на Абая постоянно дежурят пять эвакуаторов, они нацелены на вывоз автомобилей, хозяева которых оставляют их надолго. Но это бывает крайне редко. Во всяком случае, при нас не было такого случая. Увидев, что полицейский снимает номера с неправильно припаркованного автомобиля, тут же появляется его владелец:
- Я не знал, что здесь нельзя стоять. Я ведь в карман заехал.
- Уважаемый, вы знак видели?
Спорить бесполезно...
Самый проблемный участок в этом смысле находится между улицами Ауэзова и Манаса. Там очень много офисных зданий, места на оборудованной парковке занимают быстро, а те, кому их не хватило, оставляют машины как попало, тем самым мешая проезду автобусов и троллейбусов. Полицейские даже ходили к владельцам этих офисов, объяснили, что теперь они будут увозить брошенные как придется авто на эвакуаторе. И сейчас здесь почти все время дежурит один из порталов.
Видимо, опыт Алматы уже понравился столичным властям: выделенную для общественного транспорта полосу решили сделать и в Астане. В самом же мегаполисе ряды для движения исключительно общественного транспорта появятся на проспекте Райымбека, а специальная полоса для движения скоростных автобусов, так называемая БРТ, протянется из микрорайона “Орбита” по улицам Мустафина и Жандосова, затем - по Тимирязева и далее по проспекту Сейфуллина. Правда, конкретные сроки их внедрения еще не определены.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы