2315

Они умели ждать...

Однажды мама рассказала мне удивительную историю из своей жизни. Случилось это холодной зимой 1966 года…

Утром в далекое, утонувшее в снегу кокчетавское село Айсары, где жили мои родители, на рейсовом автобусе приехала немолодая уже женщина. Ступив на снежную накатанную дорогу, она уронила на землю большие баулы, оглянулась вокруг. Большое село, чистое, рядом универмаг, через дорогу - обы­чная средняя школа, современная. Увиденное вокруг женщину, видимо, несколько успокоило. Холода, казалось, она не чувствовала.
Приезжая спросила у первого прохожего дом директора школы Дастена ИСКАКОВА.
Орынбасар-апа, жена Дастена, настороженно встретила незваную гостью, но, увидев ее мокрые глаза, пригласила в дом. Пока женщина отогревалась чаем, вернулся из школы хозяин. Она тут же бросилась ему на шею со слезами, причитая: “Сынок! Я нашла тебя!..”. Дастен хотя и был нрава сурового, был несколько потрясен. Его домочадцы послали гонца за Рустемом (моим будущим дедушкой), который приходился близким родственником Дастену. Когда Рустем перешагнул порог, непрошеная гостья со слезами бросилась и ему на шею: “Сыночек! Сыночки! Наконец-то я вас нашла!”.
Дастен и Рустем не знали, как себя вести, чтобы не обидеть женщину, и постепенно вникали в ее горький рассказ. В тяжелые военные годы она потеряла двоих сыновей - Дастена и Рустема: отдала их в детский дом, а после войны хватилась - да не смогла найти. С тех пор ищет своих детей, свою драгоценную пропажу, неспокойно ее материнское сердце… А тут она услышала, что в селе Айсары живут два брата - Рустем и Дастен. Удивительное совпадение имен вдохнуло в нее надежду, и она тотчас собралась в дорогу, несмотря на крепкие морозы.
К вечеру в доме Дастена собрались многочисленные родственники. Женщины плакали, жалея несчастную незнакомку. Мужчины как могли объясняли ей, что они знают матерей своих односельчан Дастена и Рустема. Мама Дастена давно умерла, а мать Рустема - ее звали Бал - живет в селе Чистяковка у младшего сына Ануара... Но гостья не слушала и верить в это не хотела, плакала, целовала чужих детишек, называла их внуками, дарила подарки… Ночевать ее привели в дом Рустема, его жена Сара постелила женщине единственную в доме мягкую перину…
Она уехала, когда стихли метели. Потом она приезжала еще и еще, гостила то в доме Рустема, то у Дастена. Через год старушка умерла. Умирая, говорят, сказала: “Сыновей своих я все-таки нашла…”.
А еще через год Рустем сидел у изголовья своей умиравшей матери. В тот момент у моей прабабушки Бал хватило сил достать из-под подушки кулек шоколадных конфет и передать своей любимой внучке Анар - моей будущей маме. Оранжевый атласный платочек, в который были завернуты конфеты, мама до сих пор носит в своей сумочке как реликвию… Рустем, слыша слабеющее дыхание, слушая последние слова матери, вспоминал свое детство, как она читала намаз, прося Всевышнего о жизни и здоровье для своих детей. Аллах дал ей четверых сыновей, трое из которых ушли воевать с фашистами. Но дождалась с фронта только Рустема, контуженного где-то под Курском. Есжан и Мухтар пропали без вести. Но Бал до конца жизни верила в то, что однажды откроется дверь и войдут они - ее два пропавших сына. Благодарные за победу теперь уже внуки и правнуки бабушки Бал по-прежнему шлют запросы, но ответ пока один: пропали без вести.
…Ушли уже в мир иной и Рустем, и Дастен, остались их дети, многочисленные внуки, правнуки. И каждый из них, достойно живущих на этой земле, сегодня говорит: “Молимся за родителей, чтобы наши дети в будущем помолились за нас…”.

Диана РУСТЕМОВА, фото из семейного архива автора, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее