Холодный дом
Семья Жанбека ИЩАНОВА ютится в 2-комнатной времянке.
На свою историческую родину в Атырау за последние пару лет прибыли чуть более 200 семей казахов. Среди них есть те, кто с удовольствием живет и работает в Казахстане. Но немало переселенцев, поверивших в обещания лучшей жизни, а в действительности оказавшихся на ее обочине - одни без жилья, другие без работы... А ведь все могло быть совсем не так, окажись поросторопнее местные власти.
Почти как Нестор Петрович
Поселок Алгабас - близ областного центра, неофициально зовется поселком переселенцев: здесь живет много семей оралманов. Жанбек ИЩАНОВ переехал в Атырау из Калмыкии несколько лет назад, узнав о программе переселения этнических казахов на историческую родину.
- Меня всегда тянуло к корням, и я принял непростое решение со всей семьей переехать в Атырау, - рассказывает Жанбек.
В Калмыкии он считался состоявшимся специалистом. У него два высших образования - одно получил в Калмыкии, другое - в столице России, а уже по приезде в Атырау прошел курсы повышения квалификации педагогических кадров региона по программе первого продвинутого уровня “Новые подходы в преподавании и обучении”.
- Мне в Атырау предлагали работу в иностранных компаниях, - продолжает Ищанов. - Но мое призвание - учить детей.
Сегодня Жанбек - уважаемый в Атырау учитель истории. Он, словно Нестор Петрович из известного советского фильма “Большая перемена”. Считает, что если бы работал без души, тогда его ученики не занимали призовые места на различных олимпиадах и он бы не стал лучшим учителем города.
Так вот: лучший педагог Атырау 2013 года, лучший преподаватель Калмыкии, неоднократный призер научных конкурсов Жанбек Ищанов вместе с женой - школьным психологом и пожилыми родителями ютится в съемной времянке!
Шкаф в его двухкомнатном жилище чуть не ломится от дипломов, почетных грамот, благодарственных писем.
У Жанбека Ищанова очень хороший тыл - мудрая и терпеливая жена. Любая другая на ее месте, наверное, не выдержала бы всех тягот “лучшей” жизни на исторической родине: в тесноте с тремя детьми и родителями мужа.
- Он просто не из тех, кто просит, а привык всего добиваться сам, - присоединяется к разговору с нами мать Жанбека Хазима. - Ему, конечно, хочется своего отдельного жилья. Ну как можно жить с тремя детьми и с нами, родителями-стариками, в таких условиях? Это хорошо что сын у меня такой неунывающий. Любит повторять слова Абая: “Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец”. И все же... Мы ехали сюда в надежде, что историческая родина предоставит жилье. Но надежды наши не оправдались.
Обманутые надежды
Многочисленная семья Полатовых прибыла из Беруни (Каракалпакия, Узбекистан). К своим историческим корням решил перебраться 84-летний Саткул ПОЛАТОВ, как он сам шутит: на старости лет - со всеми детьми, внуками и правнуками.
Сначала сюда приехал его старший сын. Ему повезло: это был 2006 год, когда еще выделяли квоту оралманам. Атырауские власти предоставили тогда репатрианту земельный участок, и он построил 3-комнатный дом. В 2012 году в Атырау переехал отец с остальными членами семьи. Люди рассчитывали, что их сразу обеспечат жильем, но местные власти поставили их в очередь на получение жилплощади.
- Я в неловкой ситуации, - тяжело вздыхает Саткул Полатов, отламывая кусок горячей лепешки. - Ведь у нас, казахов, принято, чтобы родители в старости жили с младшим сыном. Мы же с супругой, младшим сыном и его семьей ютимся у старшего (у стариков Полатовых есть еще девять дочерей - они тоже в Атырау, все замужем, потому живут отдельно. - Н. Ш.). А у старшего сына Куттыбике уже дети выросли, один женился, вот ребенок родился. Нам некуда деться! Дети в разных комнатах спят, где придется, - лишь бы мы с матерью были спокойны. Но мы же видим, что им тоже трудно.
Переехавшая из того же Беруни из патриотических чувств семья НУРЖАНОВЫХ не устроена совсем. Снимают квартиру, и непонятно вообще, на что: у главы семейства нет постоянной работы, его супруга во время скитаний по съемным углам заболела туберкулезом. В их семье четверо детей-погодок, и мама опять в положении, несмотря на открытую форму туберкулеза. Стоят в очереди на получение жилья. Тоже надеются на помощь исторической родины.
- Только родине, - в голосе Бахтыай Нуржановой чувствуются нотки обиды, - мы, похоже, не нужны…
В общей очереди
Однако комментарий заместителя акима Атырау Гульмиры ШАКИРОВОЙ, которая председательствует на заседаниях координационного совета по проблемам оралманов при городском акимате, совсем не вяжется с историями наших героев. Если верить ей, подавляющее большинство возвращенцев, прибыв на историческую родину, решают заняться своим собственным делом. Сегодня есть несколько успешных ИП, которые выращивают овощи, фрукты в собственноручно построенных теплицах, на это по госпрограмме кредитования они получили финансовые средства.
Касаясь жилищного вопроса, Шакирова поясняет: если раньше переселенцы относились к отдельной категории лиц, рассчитывавших на скорейшее получение квартиры, то теперь они в общей очереди. На льготы могут претендовать нынче только ветераны Великой Отечественной войны и дети-сироты.
Тем, кто не нашел себя нигде, кто, приехав на историческую родину и оставшись без поддержки, впал в уныние, мог бы помочь реабилитационный центр для оралманов. Ведь, как говорит волонтер НПО “Оралман-Жайык”, руководитель ОО “Хиуаз” Шахарман ЕРСЕЙТОВА, прибывшая в Атырау из Ташкента еще в 2007 году, приезжие репатрианты просто не знают, куда им податься, где получить совет, просить помощь.
- Наше НПО помогает таким, поддерживает, если есть время. Но нужна организация, котороя занималась бы этим системно и конкретно, - говорит Шахарман. - Увы, такой в Атырау нет...
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау