2431

Право на альтернативу

По закону все казахстанские дети обязаны посещать общеобразовательную школу. Исключение составляют лишь те, кто учится на дому по медицинским показаниям. Однако родители, недовольные состоянием наших школ, выступают за возможность дать своим чадам альтернативное образование, так как школьное их не устраивает. 

Сейчас в группе “Открытое образование” в социальной сети Facebook уже более 400 человек, не желающих отдавать своих детей в современные школы, и их количество постоянно растет. В скором времени они намерены предложить властям поправки в законодательство, которые позволят родителям самим подбирать приемлемую форму образования для своих детей. Дистанционное обучение, домашнее и семейное образование, экстернат, альтернативные методики - люди хотят иметь право выбора.
- Альтернативное образование принято во многих странах мира, - говорят родители. - При этом мы согласны соблюдать стандарты образования, установленные нашим государством. Наша цель - добиться изменений в законодательство, позволяющих выбрать форму образования. Сейчас в нашей стране используются две формы внешкольного обучения - это домашняя и экстернат. Но, к сожалению, они предназначены только для детей, страдающих какими-то заболеваниями. Родители, которые имеют возможность, в том числе и финансовую, обучать своих детей дома, не имеют такого права. Поэтому наша цель - добиться изменения ситуации. Мы хотим взять на себя полную ответственность за развитие, воспитание и образование своих детей, принимая при этом право государства осуществлять контроль.
Одна из активных участниц группы - алматинка Айжан ОСПАНОВА (на снимке), которая не понаслышке знает, что такое обучать своих детей на дому.
- Мой старший сын не смог учиться в школе по состоянию здоровья, - рассказывает она. - Сейчас ему 10 лет, и он уже закончил программу третьего класса. Занимаемся дома второй год. В процесс обучения я включила и дочь, которой 7 лет. За прошлое лето мы с ней прошли программу первого и второго классов, а с сентября они с братом проходили программу третьего. Так что учиться в первом классе ей нет никакого смысла, ей будет попросту скучно.
- Ты планируешь когда-нибудь отдавать ее в школу?
- Я рассчитываю на изменение ситуации - для этого мы хотим добиться поправок в законодательство. Но если ничего не изменится, придется, наверное, идти в управление образования и просить, чтобы дали возможность сдать экстерном первый, второй и третий классы.
- Как обучение дается сыну по сравнению со школой?
- В школьных условиях он не понимал материал. Урок длится 45 минут, в классе 30 человек, все галдят, шумят - сыну было трудно. А сейчас я 15 минут объясняю тему, и 15 минут мы ее каким-то образом реализуем в игровой форме. После этого дети отдыхают, а потом занимаются письменными заданиями, которые я составляю сама. Мы идем без отрыва от школьной программы, даже опережаем ее. За счет того что мне не нужно объяснять тему 30 ученикам, процесс идет быстро. Плюс индивидуального обучения я вижу еще и в том, что в школе кто-то понял тему, а кто-то - нет. Здесь же ребенок получает 100-процентные знания. Пока он не поймет материал, не переходим к новой теме. Занимаемся мы в среднем четыре дня в неделю по три часа. Но по сути это непрерывный процесс. Допустим, мы садимся обедать - играем в синонимы-антонимы. Или идем по улице, и я прошу сына назвать 20 прилагательных к слову “снег”. То есть постоянно идет обучение в игровой форме. И детям это нравится, им интересно.
- Процесс обучения сложен для родителей?
- Это занимает много времени. Но это интересно. Отношения с детьми стали очень близкими, мы вышли на другой уровень: они ценят то, что я делаю, им это нравится.
- За сыном есть контроль со стороны школы?
- Да, мы ходим в школу, сдаем тетради, сочинения, диктанты. Учительница проверяет тетради, ставит оценки. Но для меня оценки - это не единица измерения знаний. Дома мы оценок не ставим. Я обучаю детей тому, что важнее всего самообразование, что нужно самим находить информацию, изучать все самостоятельно. На этом строится принцип индивидуального образования.
Другая участница группы, педагог-психолог Елена АСАДЧАЯ (на снимке), делает ставку не на домашнее образование, а на альтернативные методики.
- Мы выступаем за право выбора, - говорит она. - Чиновники часто говорят: есть обычные школы, лингвистические или математические гимназии, лицеи, частные школы - выбирайте! Но на самом деле это всего лишь иллюзия выбора. Выбор - это когда мы можем выбирать между различными методиками. Потому что, к сожалению, далеко не каждому ребенку и далеко не каждому родителю подходит классическое образование по классно-урочной системе. Есть другие системы, которые предполагают, например, средовую педагогику, когда ребенок учится не вместе со своими ровесниками и не двигается из класса в класс, а обучается в разновозрастной группе. Педагог предоставляет ему богатую среду, а ребенок уже выбирает то, что соответствует его развитию и интересам на сегодняшний день. Кроме этого есть масса других методик. У нас существуют авторские школы, но они не могут выйти на официальный уровень, потому что это незаконно.
- А как же они работают? Как центры развития ребенка?
- Да, или просто как группы единомышленников. Если родитель реально задастся целью не отдавать ребенка в школу, он все равно не отдаст. Сейчас этого ребенка родители просто скрывают, и государство не может контролировать уровень его образования. Мы же выступаем за то, чтобы в законе появилась поправка об экстернате. Причем мы не под­разумеваем только домашнее образование. Обычно родители все-таки хотят отдать ребенка в школу, просто хотят альтернативную школу. Это может быть школа, где занимаются по Вальдорфской методике, методике Монтессори - да есть еще масса других методик, которые существуют и успешно работают благодаря учителям-новаторам. Ребенок мог бы учиться в такой школе и раз в четверть сдавать экзамены в обыч­ной школе. У нас есть детские сады и образовательные центры, которые работают по таким методикам, но если бы разрешал закон, то они могли бы работать и как школы.
- Расскажите поподробнее про эти методики.
- И Вальдорфский, и подход Монтессори - это варианты средовой педагогики, о которой я уже говорила. Дети учатся в разновозрастных группах: от года до трех лет, от трех до шести и т.д. - трехгодичными циклами. Польза для детей в том, что старшие учатся заботиться, помогать и объяснять, а когда человек что-то кому-то объясняет, он это лучше запоминает. А младшие постоянно видят перед собой пример. Средовая педагогика предполагает, что образование идет блоками. То есть если мы изучаем математику, то через нее изучаем и природоведение, и биологию - чтобы у ребенка в голове появлялся синтез наук: как все в мире связано друг с другом. Кроме того, педагогика здесь идет за ребенком - педагог смотрит, что сейчас ему интересно, и в ответ на его актуальный интерес предлагает материал. Когда ребенку интересно, материал усваивается быстро и легко. А когда не интересно, то, конечно, можно материал “затолкать” в ребенка, но это не будет так эффективно. В средовой педагогике усвоение материала может отнимать меньше времени, чем в классно-урочной системе. В принципе, классно-урочная система тоже хороша, но не в тех условиях, когда у учителя 30-40 учеников и он работает на среднестатистическую аудиторию. Все отстающие в этом случае оказываются за бортом, и все, кто опережает сверстников, тоже. И такие дети теряют интерес к обучению. Здорово, что мы сейчас имеем право выбирать школу и учителя, но хотелось бы получить и право выбирать методику. В конце концов, речь идет о свободе выбора, свободе самоопределения.

Комментарий в тему

Маргарита УСКЕМБАЕВА, руководитель общественного фонда “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана”, детский психолог:

- Как представитель правозащитной организации, защищающей права детей, в том числе в области образования, я положительно смотрю на инициативу этой группы. Родители имеют право выбирать форму обучения, и если они обращаются с такой просьбой, то вправе ожидать соответствующих адекватных мер и действий. И в первую очередь это должно решаться на законодательном уровне. Однако у нас в сфере образования скоро будет вводиться подушевое финансирование. Это сложная процедура, сейчас идет экспериментальная отработка этой модели, но, судя по всему, скоро она будет введена. И в этом будет заключаться закавыка - если на каждого ребенка будет выделяться финансирование, то как быть с альтернативным образованием? А как детский психолог я хочу сказать, что у детей, чьи родители выбрали домашнее обучение, будут определенные сложности. Понимание школы только как источника знаний неверно. В школах происходит социализация, дети учатся общаться, устанавливать отношения друг с другом. Классное обучение в условиях школы - это достижение цивилизации, и игнорировать этот фактор не следует. Так что родителям нужно очень хорошо по­думать, прежде чем принимать решение.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть