6130

Тише едешь - богаче будешь

Передвижные фоторадарные комплексы “Крис-П”, которые отработали в Алматы чуть больше недели, почти сразу себя окупили. За первые три дня они нащелкали штрафов более чем на 50 миллионов тенге, при этом потратить на них пришлось всего - в данном случае это слово вполне уместно - 30 миллионов. Всего же за это время было зафиксировано более девяти тысяч нарушений на 184 миллиона тенге.

Думаю, как выглядят подобные системы, бывалым автомобилистам объяснять не нужно. Такие есть не только в южной столице, но и в других регионах Казахстана. Неподкупные, непредвзятые и всевидящие радары уже успели стать головной болью для лихачей. Всю прошедшую неделю на интернет-форумах бурлили обсуждения по поводу того, как их объехать и обхитрить. Уже появились предложения о продаже антирадаров, которые чувствуют умную коробочку и места дислокации этих скоростемеров. Полицейские осваивают новую технику и продумывают маршруты своего движения так, чтобы они всегда оставались для водителей “приятной” неожиданностью. Их выбирают, ориентируясь на статистику ДТП и заявления граждан, которые жалуются на то, что близлежащие улицы превращаются в трассы для “Формулы-1”. Схему перемещений “Крис-П” определяют накануне вечером и в течение дня при необходимости корректируют. Меняют место “стоянки” по нескольку раз за смену. Понятно, что чаще всего радары можно будет заметить на самых оживленных магистралях Алматы: Восточной объездной автодороге, проспекте Аль-Фараби, улицах Саина, Момышулы, Яссауи, Райымбека (особенно в районе Калкамана и спецЦОНа). Но встретить их можно будет и в центре, правда, на тех улицах, на которых есть хотя бы три полосы для движения - Желтоксан, Суюнбая или Абая, например. На двухполосках стоять нет смысла - машины там все равно не разгоняются.
Пока радары работали в тестовом режиме, а водители о них еще ничего не знали, можно было спокойно отправлять заявку на рекорд. Например, один из экипажей, дежуривший не где-нибудь на оживленной магистрали, а на улице Шаляпина (прилегающий к ней район, замечу, один из самых густонаселенных), за пять часов зафиксировал 5,5 тысячи (!) нарушений скоростного режима. Сразу можно понять, как свято чтут в Алматы ПДД.
После того как радары презентовали, гонщиков в южной столице заметно поубавилось. Сейчас все десять радаров, купленных для южной столицы, фиксируют около полутора тысяч нарушений за смену - это примерно полдня. В среднем алматинцы превышают скорость на 20 километров в час, но есть те, которые умудряются лететь под 130, а то и 140 километров при разрешенных шестидесяти.
- Мы встречали и таких, но их, конечно, не так много, - говорит капитан полиции Аскар ТОТТЫБАЕВ (на снимке). - Радар фотографирует абсолютно всех и даже, если по полосам будут ехать сразу несколько машин с превышением скорости, успеет зафиксировать каждую. Мы все это видим на экране своего монитора: он может щелкать автомобили каждую секунду, а может, если нарушителей нет, несколько минут спокойно стоять. Мимо него не проедешь. Причем он видит не только передний, но и задний госномер, может “стрелять” в обе стороны. Так что попасть могут и те, кто проедет мимо него, а потом надавит на газ.
Радар фиксирует только превышение скорости. Его разработчики оставляют определенную погрешность, которая есть и в ПДД: нарушение фиксируется, когда автомобиль двигается быстрее 69 километров в час. Семьдесят при разрешенных шестидесяти уже означает штраф. Чувствительность прибора зависит от места его установки - высоты местности и ширины полосы, например. Но в среднем это расстояние составляет от 50 до 100 метров. В любом случае он увидит вас раньше, чем вы его.
Тем, кто не согласен со штрафом, сначала придется обращаться с заявлением в процессинговый центр при адмполиции, а потом, если это не поможет, в суд. Пока с такими случаями в ДВД не сталкивались. Там говорят, что в поле зрения “Крис-П” попадают только машины-нарушители, остальных он попросту игнорирует. Так что, если мимо вас промчится лихач на скорости хоть в 140 километров, техника зафиксирует только его.
- Пока мы не планируем закупать дополнительные фотокомплексы, посмотрим, как будут работать эти, - рассказал заместитель начальника административной полиции ДВД Алматы Жандос МУРАТАЛИЕВ. - В первые несколько дней мы не выставляли их в дождь - берегли, и они фактически работали в полсилы. Но, несмотря на это, все равно радары зафиксировали штрафов более чем на 50 миллионов тенге. Этот радар хорош еще и тем, что он полностью исключает контакт автомобилиста и полицейского. Наши сотрудники никого не останавливают, машины просто проезжают мимо, а техника фиксирует нарушения.

Кстати

Вам письмо
Тем, кто попал в объектив системы “Крис-П”, будут приходить уведомления о наложении адмштрафа по месту прописки. Это точно такие же “письма счастья”, которые получают автомобилисты, попавшие в камеры видеофиксации нарушений ПДД.
Некоторое время назад юрист Жангельды СУЛЕЙМАНОВ заявил, что такие предписания по штрафам незаконны и нарушают конституционные права граждан. Один из основных доводов, который правозащитник приводил в подтверждение своих слов, - это то, что уведомление получает собственник автомобиля, который автоматически признается нарушителем. При этом за рулем авто далеко не всегда сидит именно он, а это нарушение принципа презумпции невиновности. Тогда он предложил признать предписания протоколами об административных правонарушениях, которые должны быть рассмотрены в установленном порядке. Но в МВД нам озвучили свою точку зрения, которая с мнением господина Сулейманова не совпадает.
“Согласно ст. 807 Кодекса об административных правонарушениях, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, штраф оформляется в виде предписания. При этом он является одним из видов административного взыскания, который согласно ст.45 КоАП налагается за административное правонарушение...”. Это значит, что оформление и выдача так называемых писем счастья законны, и их, как и прежде, будут рассылать проштрафившимся адресатам. По данным МВД, в прошлом году было оформлено более 880 тысяч предписаний о необходимости уплаты штрафа, из них было исполнено свыше 426 тысяч.

Кому я должен...
Впрочем, сколько ни строжатся блюстители закона и какие меры ни предпринимают, граждане все равно не рвутся платить по счетам. По данным Генпрокуратуры, в 2014 году задолженность по адмштрафам - львиную долю в них составляют налоговые и платежи за нарушение ПДД - равнялась 41,7 миллиарда тенге. Лидируют в этом списке алматинцы - они недонесли в казну 10,7 миллиарда. Серебро с долгом в 6,6 миллиарда тенге у Кызылординской области, бронза - у жителей Алматинской области - 3,6 миллиарда тенге.

А деньги?
Статья 462 Кодекса об административных правонарушениях гласит: превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения транспортного средства на величину от 10 до 20 километров в час влечет за собой штраф 10 МРП.
ч.2 … на величину от 20 до 40 километров в час - штраф 15 МРП.
ч.3 … на величину более 40 километров в час - штраф 30 МРП.
ч.4. Действия, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - штраф 40 МРП.
Один МРП - 1982 тенге.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть