2484

Человек - не мебель!

Саша с мамой держат в руках решение суда в их пользу.

Городской суд Семея признал: искалеченный на производстве 22-летний Александр БЛАГИХ, которого предал работодатель, смог добиться справедливости во многом благодаря журналистскому расследованию нашей газеты (см. “Скорую” не вызвали…”, “Время” от 18.12.2014 г.).

Саша готов был прыгать от радости, когда наткнулся в Интернете на объявление о высокооплачиваемой работе в мебельном цехе. Деньги нужны были позарез - его жена Валя готовилась стать мамой. Но радость обернулась трагедией. Он успел проработать всего 20 дней, когда его правая рука попала под пилу... Вместо того чтобы быстро вызвать “скорую помощь” и полицию, коллеги Саши начали дозваниваться до владельца мебельной фирмы Андрея БЕЛОНОЖКО. Но и после долгожданного появления хозяина никто так и не набрал “103”. Белоножко сам на своей машине повез парня, терявшего сознание от потери крови, в БСМП, где фельдшером-лаборантом работает его мама Надежда БЕЛОНОЖКО. В результате драгоценное время было упущено. Так здоровый парень в одночасье стал инвалидом, лишившись четырех пальцев правой руки.
Вскоре Сашу ждал новый удар. По словам мамы парня Валентины БЛАГИХ, тот самый работодатель, который клялся, что не оставит ее сына в беде, немногим позже публично заявил: вы никогда не докажете, что он у меня работал, у меня везде связи, вам никто не поможет!
Валентина Ивановна и Саша не раз вспоминали эти слова, когда в очередной инстанции получали от ворот поворот. Так, в госинспекции по труду им сообщили, что не могут заняться расследованием происшедшего в мебельном цехе. Поводом для разбирательства, пояснили там, может стать сообщение руководства предприятия о несчастном случае либо запись в медицинской карточке пострадавшего о том, что травма произошла на производстве. Но Андрей Белоножко не информировал о случившемся госинспекцию. Более того - благодаря его маме, которая представилась в травматологическом пункте... тетей Саши Благих (?!), в медкарточке искалеченного работника появилась запись “бытовая травма”. Валентина Ивановна с большим трудом добилась возбуждения уголовного дела по статье 152 УК “Нарушение правил охраны труда”, но оно вскоре было закрыто.
В семье Благих уже было окончательно потеряли веру в людей, однако после выхода материала в нашей газете об их злоключениях ситуация развернулась на 180 градусов.
- Постановление о прекращении уголовного дела отменили! - поделилась надеждой на справедливость Валентина Ивановна. - Дело направили на повторное расследование, прокуратура взяла его на особый контроль. Но самое главное - суд удовлетворил наш иск о признании трудовых отношений между моим сыном и его работодателем Андреем Белоножко!
В суде ответчик не отрицал: Саша получил травму в его цехе. Но при этом настаивал на том, что он, работодатель, не должен нести ответственность за случившееся. Поскольку парень не был его работником, а просто... приходил устраиваться на работу. Это якобы подтверждает отсутствие с ним трудового договора в отличие от других работников, с которыми соглашения заключены.
Однако суд скептически отнесся к такому “аргументу”. В документации, предоставленной Белоножко, выявилось столько нарушений, что вывод напрашивался сам собой: работодатель не соблюдал требований трудового законодательства. Соответственно, заслуживали внимания доводы Александра Благих, утверждающего: на момент его приема на работу в октябре 2014 года ни у кого из рабочих мебельного цеха не было никаких письменных трудовых договоров.
Суд признал несостоятельными показания трех работников ответчика, заявивших, что искалеченный парень с ними не работал. Потому что, во-первых, они находятся в непосредственном подчинении у Белоножко, а во-вторых, не вызвав “скорую помощь” товарищу, который на их глазах истекал кровью, они тем самым способствовали уничтожению улик на месте происшествия и сокрытию реальных обстоятельств дела.
Признав, что Александр Благих с 7 по 27 октября 2014 года работал у индивидуального предпринимателя Андрея Белоножко, суд также вынес два частных определения.
Первое - в адрес прокурора Семея и департамента комитета труда и социальной защиты населения Восточно-Казахстанской области для принятия мер по устранению грубейших нарушений трудового законодательства в мебельном цехе. Выяснилось, что цех, где используются станки - источники повышенной опасности, оборудован в обычном жилом доме, в помещении, не приспособленном для производственных целей. В этом суд усмотрел признаки уголовно наказуемого деяния в виде незаконной предпринимательской деятельности. Ни у одного из трех производственных станков не оказалось технической документации, позволяющей эксплуатировать их на территории Казахстана.
Суд подчеркнул, что Андрей Белоножко нарушил не только требования трудового законодательства, но и принципы деловой этики предпринимателя. Используя беспомощное состояние потерпевшего, бизнесмен и его мама скрыли, что у него на производстве произошел несчастный случай. Суд пришел к выводу, что искажение сведений о причине трагедии в медкарточке покалеченного парня произошло при непосредственном участии Надежды Белоножко.
Второе частное определение судья вынесла в адрес областного управления здравоохранения с требованием принять меры в отношении фельдшера Белоножко.
Тем временем в съемную квартиру семьи Благих вслед за надеждой постучало и счастье! Во время нашей предыдущей встречи Сашина жена Валя была на последнем месяце беременности. Сейчас их сынишке Семену уже три месяца.
- Саша только и думает, как прокормить жену и ребенка. Ведь он больше не сможет зарабатывать физическим трудом так, как раньше, - вздыхает его мама. - Но сейчас сын смотрит на мир совсем по-другому! Эта победа в суде придала ему уверенности. Возможно, впереди нас ждет еще не один судебный процесс. В наших планах - добиться материальной компенсации от работодателя, по вине которого Саша частично потерял трудоспособность. Теперь мы знаем: можно добиться справедливости! Только нельзя молчать, нельзя замыкаться в своем горе. Даже суд пришел к выводу: огласка в прессе сыграла большую роль в разбирательстве. Страшно представить, что было бы, если бы нам в самый сложный момент нашей жизни не протянула руку помощи ваша газета “Время”.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть