Лишь бы не было войны...
Труженице фронтового тыла Елене Федоровне КОКОРЕВОЙ 88 лет. Когда началась Великая Отечественная война, ее 15-летней девчонкой отправили работать на Гурьевский рыбзавод, где она и трудилась от зари до зари, пока не пришла весть о долгожданной Победе. В мирное время тыловичка всю себя отдала нефтянке: в ее трудовой книжке значится лишь Атырауский нефтеперерабатывающий завод. Кстати, руководство АНПЗ не забывает о своем ветеране и в праздники оказывает ей финансовую поддержку. Чего нельзя сказать о местных чиновниках.
Сейчас в Атырау, как, впрочем, и во всей стране, идет подготовка к празднованию 70-летия Великой Победы. Местные власти ремонтируют памятники, возводят Стену памяти, ежемесячно проводят акции в честь земляков - Героев Советского Союза, о чем пишут и показывают СМИ. Только вот Елена Кокорева со слезами на глазах смотрит такие сюжеты.
Условия, в которых живет тыловичка, иначе как аварийными не назовешь. Но она ничего не может сделать, равно как и ее родные.
Улица, на которой стоит хата Кокоревых и еще двух семей (больше здесь старых домов нет), нынче носит имя Жарбосынова. При Союзе ее название соответствовало духу того времени: имени первого Совдепа, так как неподалеку располагался первый Совет депутатов. По словам Татьяны - дочери Елены Федоровны, въехала она сюда с братом и родителями, будучи подростком, в 1953 году. Тогда здесь помимо их жилья стояло еще несколько десятков домов. Со временем ветхое жилье на улице Совдепа снесли, а на его месте возвели новые дома.
По правую сторону от жилища Кокоревых сегодня величаво располагаются несколько новых двухэтажных коттеджей, а также отель с рестораном. Напротив не так давно возвели огромную электроподстанцию. Слева - заброшенная хибара, которую давно облюбовали пьяницы и бомжи. Но это еще полбеды. Основная проблема в том, что здесь не то что дороги, но даже ее признаков нет. Если, не дай Бог, что случится, то “неотложка” или “пожарка” просто не проедут к дому.
К примеру, когда Кокоревы написали заявление о новых нерадивых соседях, выкидывающих мусор к ним во двор, горакиматовцы долго не могли отыскать это место.
- Потом позвонили, спрашивают: где вы находитесь?! - говорит соседка Айгуль ИЗМАГАМБЕТОВА.
Когда-то здесь была хорошая дорога, но власти города прямо на ней построили электроподстанцию.
Жильцы двух других домов давно провели себе газ. Однако семье Елены Федоровны такие блага цивилизации не по карману.
- Сколько раз мы ходили к бывшему замакима города Адильбеку НУРЛЫГУЖИЕВУ, сколько раз на сходах с населением говорили о своем бедственном положении... Но нам ничего определенного так и не ответили. В итоге мы не можем ни дом продать - кто такую лачугу купит, ни газ провести. Я могу, конечно, взять кредит и затеять эту кампанию. А вдруг нас снесут? Получится, зря выкинем деньги на ветер, - говорит сноха тыловички Анастасия КОКОРЕВА.
Она, как и свекровь, женщина мужественная. Потеряв опору семьи - супруга, не то что не сломилась, а взяла в свои руки основное хозяйство. Сын, свекровь, а еще продукты и уголь - все на ней. И это несмотря на то, что работает в государственном садике в две смены и в группе у нее 40 малышей!
- Конечно, мне не сравниться с мужественностью Елены Федоровны, - скромничает сноха. - Правда, что-то забыли совсем о ней у нас в городе.
Так Кокоревы и живут в постоянном ожидании, когда же их переселят. А на помощь горакимата, похоже, уже и не надеются.
Судя по данным областной программы по сносу общежитий, аварийных и ветхих домов в городе Атырау, рассчитанной до 2020 года, которую на 22-й сессии областного маслихата в присутствии акима региона Бактыкожи ИЗМУХАМБЕТОВА депутаты утвердили, жилье вышеупомянутых атыраусцев вполне еще неплохое - Жарбосынова, 20 в списке нет. Зато в программу затесались общежития и дома аварийного состояния 1970-х и даже 1990-х годов постройки. Каким образом не оказались в ней дряхлые хибары наших героев - просто загадка.
- Я - воспитатель, считаюсь как госслужащая и стою в очереди на получение доступного жилья под номером “2000”, - говорит Анастасия Кокорева. - Стою пять лет. Очередь, правда, о-очень медленно двигается. Но мы надеемся.
Труженица тыла Елена Кокорева сегодня очень рада, что относительно здорова и живет в дружной семье (в их небольшом домишке семь человек). В нынешнем году атырауские тыловики к Дню Победы получат не как обычно - 5, а 25 тысяч тенге - единогласно такое решение приняли народные избранники на последней сессии городского маслихата.
- А еще она может ездить бесплатно в автобусе, - добавляет Анастасия Васильевна, - и бабушка действительно этим гордится. Вот, пожалуй, и все льготы от государства.
- Зато войны нет, - вздыхает Елена Федоровна, сметая веником золу с печки и смахивая с морщинистой щеки слезу.
Бабушка права. Только очень хочется, чтобы о тех, кто приближал Победу в грозных сороковых, сражаясь с врагом, или, несмотря на свои малые лета, трудился на износ в тылу, не забывали. Сегодня этим героям ничего не надо - только мир и крыша над головой, а не ветхий кров с печкой и замусоренным невеждами двором.
Кстати, по иронии судьбы на бывшей улице Совдепа позади этих трех горе-домов недавно построено новенькое двухэтажное здание, в котором разместился городской филиал партии “Нур Отан”. Странно, что партийцы не замечают ветхие хибарки - они на самом деле не вписываются в нынешний современный пейзаж Атырау. А может, просто не хотят замечать?
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау