5104

В глухой обороне

Старый дом - лучше новых двух?

В Алматы хрестоматийно-скандальная ситуация складывается между властями и жителями идущего под снос в рамках программы “Ветхое жилье” дома №140 по улице Жандосова. Те, кто еще не переехал в новые апартаменты, вынуждены жить в ужасающих условиях, а их бывшие соседи - новоселы - весьма недовольны качеством предоставленного жилья. Позиция же чиновников такова: пусть одни протестанты умерят свои аппетиты, а другие не ждут у моря погоды, а обращаются к ним со своими жалобами. Пока есть время - стройкомпания обязана устранить недоделки.

Под программу “Ветхое жилье” в южной столице попадают каркасно-камышитовые, деревянные и каркасно-засыпные дома 1950-х годов постройки, а также кирпичные с каркасом, срок экс­плуатации которого уже истек или вот-вот истечет. В феврале этого года власти города похвастали, что за прошедшие два года снесено 33 дышащих на ладан дома, а вместо них построено 22 многоэтажки. Как уверяют чиновники, люди переселяются в новое жилье с большим удовольствием. Однако, как выяс­няется, не все.
Жители двухэтажных домов по улице Жандосова западнее прос­пекта Алтынсарина, по их словам, были вполне довольны своими жилищными условиями. Дома эти были крепкие, утверждают они, и простояли бы еще не один десяток лет. Например, согласно заключению о техническом состоянии строительных конструкций дома №140 (а дома в том районе все примерно одинаковые), подготовленному фирмой MSK Engineering по заказу ТОО “Предприятие капитального строительства акимата г. Алматы” (ПКС), строение представляет собой бескаркасное здание с несущими кирпичными стенами с железобетонными перекрытиями, расчетный срок службы - 125 лет. Эксперты пришли к выводу, что износ дома составляет всего 42 процента. Но поскольку капитальный ремонт здания потребует больших расходов, было решено его снести, как и остальные двухэтажки в этом районе.
Дома пошли под бульдозер, а их жителей переселили в возведенные летом прошлого года совсем рядом многоэтажки. Но не всех - в доме №140, который еще возвышается посреди груд строительного мусора, до сих пор не ясна ситуация с собственниками двух квартир. В одной проживают 80-летний ветеран труда Валентин ВОСТРИКОВ и его дочь Светлана ВОСТРИКОВА, а в другой - пенсионерка Любовь БАЛХАНОВА. В остальных квартирах давно гуляет ветер: нет ни окон, ни дверей, крыша частично разобрана, во дворе - непроходимая грязь и горы мусора. В брошенных стенах ночуют бомжи, а прохожие частенько используют руины в качестве туалета.
По словам Светланы Востриковой, первое уведомление о сносе им принесли только в январе этого года, поэтому они с отцом и остались зимовать в старой квартире.
- В октябре, когда большинство жильцов еще были здесь и переехали только в ноябре, наш дом не подключили к отоплению, - рассказывает о своих бедах женщина. - В конце октября - начале ноября нам отрезали горячую и холодную воду, а затем электричество, газ и телефон, хотя задолженности за коммунальные услуги у нас не было! Мы добились того, чтобы нам вернули воду и электричество, а вот отопление так и не дали. Всю зиму мы отап­ливали квартиру калориферами, и все равно в помещениях было около шести градусов тепла! Ко всему прочему к нам постоянно пытается кто-то вломиться, особенно ночью, украли наши вещи из подвала, на меня напали во дворе - я еле отбилась! Мы не живем тут, а выживаем!
Взамен этой старой власти предложили Востриковым квартиру, которая, как выяснилось, уже была зарегистрирована на другого собственника. Сейчас им предлагают другую - в том же новом доме, куда переехали их соседи. Однако дочь с отцом туда переселяться не желают: квартира уже давно стоит открытой, и, судя по всему, санузлом пользовались все кому не лень - запах там просто невыносимый.
У жильцов второй квартиры, с которыми не договорилось ПКС, те же проблемы. Любовь Балханова даже судилась с ПКС, городским управлением жилья и КСК, требуя восстановить квартиры до состояния, позволяющего подключить дом к отоплению, но проиграла - суд счел, что бабушка “злоупотребляет своим правом собственности на жилище”. В итоге пенсионерка была вынуждена переехать к сыну, а квартира теперь постоянно подвергается нашествию мародеров.
Не рады переезду и бывшие соседи Востриковых и Балхановых. Прежде всего их возмущает, что при строительстве их нового дома №140/1 застройщик - АО “НСК “Астана-Курылыс” - допустил различные нарушения, за что на руководство компании были наложены солидные штрафы. Кроме того, им не нравится, что в квартирах дома нет отдельной кухни - она совмещена с гостиной. В некоторых квартирах очень холодно зимой, мелкие недочеты вроде неплотно прилегающих окон жильцам пришлось устранять за свой счет. Лифт не поднимается на второй этаж, в подъезде по стояку бежит вода, ступеньки разрушились, а перила покосились. Ко всему прочему во дворе в некоторых местах просел асфальт, и люди вынуждены ездить по выбоинам, калеча свои машины. Смущает новоселов и то, что, по их словам, они платят за горячую воду гораздо больше, чем жители окрестных более старых домов - по 451 тенге за кубометр.
Почему так невесело сложилось для жителей дома №140? Заместитель директора ПКС Сагынбек БЕКМАГАМБЕТОВ, к которому мы обратились за комментариями, сообщил нам, что его предприятие не отказывается переселить Любовь Балханову и предлагает ей квартиру в доме №140/1 на первом этаже, причем большей площадью, чем в старом доме: 34,2 квадрата вместо нынешних 24,2. Более того, ей даже предложили квартиру с отдельной кухней в доме в Бостандыкском районе.
- Хотя нам нежелательно переселять людей в другие районы, - говорит Сагынбек Бекмагамбетов. - Да и площади должны соответствовать. К примеру, было 24 квадрата, но мы взяли минимально по СНиПу 35 квад­ратов плюс-минус два квадрата и в пределах этой квадратуры строили дома. И туда переселяем людей. Если же они не хотят, то мы доходим до суда, если в суде нас обязывают переселить их в другой район, то мы переселяем.
Что касается Востриковых, то Светлана, по словам Сагынбека Бекмагамбетова, не идет на контакт с ПКС:
- Я встречался с ней в середине марта и предложил двухкомнатную квартиру в доме №140/1, причем тоже большей площадью: у них 36,3 квадрата, а там - 49,3. Потом предложил квартиру в Бостандыкском районе площадью 60 квадратов! Но она отказалась - хочет, чтобы мы купили ей квартиру в жилом комплексе AFD Plaza, Mega Towers и т.д., стоимость которых выше, чем наши квартиры, в полтора раза! Но тогда получается нецелесообразное расходование государственных средств в рамках программы “Ветхое жилье”, а этого допустить мы не можем. Мы должны предоставлять людям квартиры, равноценные по площади или больше на десять квад­ратных метров.
- И как вы собираетесь решать вопрос?
- Вострикова взяла тайм-аут до 7 апреля. Я распечатал объявления в газете “Крыша”, отдал ей и сказал: выберите квартиру, и мы вам ее купим в пределах возможных сумм.
Прокомментировал замдиректора ПКС и качество строительства дома №140/1:
- У подрядной организации, которая строила этот дом, есть гарантийный срок - 24 месяца со дня ввода объекта в эксплуатацию согласно закону об архитектурной и градостроительной деятельности. Если у людей есть какие-то замечания либо претензии, они должны написать нам письмо, и мы примем меры. Привлечем подрядчика, и он исправит дефекты. Дом полностью введен в эксплуатацию.
По словам Сагынбека Бекмагамбетова, в том жилом массиве было 14 двухэтажек, которые попали в программу “Ветхое жилье” и из которых девять уже снесены.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Комментарий в тему

Владимир ПОКУСОВ, юрист:
- По закону собственник имеет право распоряжаться своим имуществом, не нарушая прав других граждан. Представитель ПКС в суде по делу Любови Балхановой сказал: когда люди заключили с нами договоры мены, мы разрешили им снять батареи и двери в их старых квартирах. А как же быть оставшимся жильцам с их отоплением? Зима наступила, ветер, мороз, стены промерзают - в квартирах оставшихся жильцов появляется плесень. Пусть бы ПКС сначала выкупило все квартиры!
При этом программа “Ветхое жилье” - это не государственная надобность, поэтому принудительно изъять квартиру в судебном порядке никто не имеет права. А раз не имеет - значит, надо договариваться. В ПКС говорят, что выделили Балхановой квартиру. Но когда человек покупает жилье, то сначала смотрит его - вдруг не понравится? Тут так и получилось - не устраивает кухня-студия.
Непонятная ситуация и по квад­ратным метрам. Все застройщики считают от внешней стены здания, а в старом доме - от внутренней. Уберем толщину стен - то на то и выйдет.
И где компенсация затрат на переезд? В ПКС говорят: это не принудительный снос, поэтому никаких компенсаций. Ну раз так, зачем вы вообще к людям суетесь? Восстановите дом, и все!
С юридической точки зрения вся эта ситуация - полный абсурд. И мне непонятно, почему суд вынес решение в пользу ПКС. Ведь этот дом №140 согласно заключению экспертов к ветхому жилью не относится. Почему тогда акимат признал его таковым? Налицо полное попрание Конституции и закона о жилищных отношениях.

Поделиться
Класснуть