1543

Поднять флаг над Рейхстагом

Больше всего на свете красноармеец Камаладин КАБИЕВ мечтал водрузить флаг СССР на куполе Рейхстага, что означало бы одно - сокрушительную победу над фашистами. Потому с каждым уничтоженным гитлеровцем, с каждым метром отвоеванной у врага земли он считал, что приближает себя к этой заветной цели.

23 февраля 1944 года для Камаладина Кабиева стал особенным днем. В ауле в те годы уже не осталось взрослых мужчин, все ушли на фронт. Одни немощные старики, бабушки, молодые женщины и дети.
- Я с шестого класса просился на передовую. Не мог ни есть, ни пить, ни спать. Все думал - там, на фронте, столько людей сражаются за Родину, каждый день погибают десятки солдат, а я здесь, сильный и здоровый, словно прячусь от войны, - вспоминает аксакал. - Но в военкомате всякий раз отправляли домой. Завысить возраст не получалось. Поэтому когда 23 февраля 1944 года меня вызвали в районный военкомат, радости моей не было предела!
Таких же желающих отправиться на фронт, как Камаладин, было много. Но с особой завистью на него смотрели те, кто еще не достиг совершеннолетия. Камаладину только в сентябре должно было исполниться 18 лет, а его уже забирали на фронт. Некоторые юноши, который раз осаждавшие двери райвоенкомата, от досады плакали.
- Меня уже к вечеру того же дня переправили на Акбулакский военный полигон Оренбургской области. Дома знали о моем желании уйти на войну, поэтому весь предшествующий отправке год, можно сказать, состоял из сплошных проводов. Старшие давали наставления. Женщины желали только одного - чтобы я возвратился живым, а старики - умереть, но не сдаваться, и если смерти все же не избежать, то успеть произнести молитву, чтобы не отойти в мир иной безбожником, - говорит Камаладин-ата.
Чтобы овладеть премудростями войны, давалось минимум времени - ровно 90 дней. За этот небольшой срок красноармейцам предстояло научиться не только рыть окопы и улучшить физподготовку, но и метко стрелять, разбираться в оружии, рукопашном бое и пройти тактически-психологическую подготовку.
- Я ни слова не понимал по-русски, но по прибытии решил не показывать это. Как-никак до войны в ауле работал бухгалтером, - рассказывает аксакал. - Поэтому первым делом на полигоне решил держаться с теми, кто разговаривал на русском языке. Так, командир даст команду, солдаты выполняют ее, и я, глядя на них, повторял их действия.
Тяжело в учении - легко в бою! Таков был главный девиз военно-тактических учений на полигоне. Но никто не подозревал, вспоминает Камаладин-ата, что на самом деле все наоборот. Во время освобождения Польши земля под ногами шла ходуном из-за бомбежек и залпов артиллерийских снарядов.
- Враг мог произвести наземную вылазку внезапно. В такие моменты у нас были лишь считаные секунды, чтобы приготовиться к бою. Когда бросали бомбы, было ощущение, словно земля движется и содрогается от сильного плача, - рассказывает ветеран. - Самым главным было ни при каких условиях не потерять оружие. За это можно было заработать очень суровое наказание от командиров.
Весной 1945 года Красная армия приступила к наступательной Берлинской операции. Были сформированы три фронта - 1-й и 2-й Белорусские и 1-й Украинский. Красноармеец Кабиев был в составе 926-го стрелкового полка 1-го Белорусского фронта под командованием маршала ЖУКОВА. Сколько разоренных деревень увидел юноша по ходу продвижения на Берлин, сколько убитых мирных жителей. И чем дальше продвигалась Красная армия, тем страшнее становилась картина. Враг не щадил никого. Однополчан, не уцелевших в бою, хоронили в деревнях, в лесах, на обочинах дорог.
- Целью наступательной Берлинской операции было окружить столицу Германии со всех сторон, бить врага как на суше, так и на воде и в воздухе, а затем водрузить флаг на крыше Рейхстага, - вспоминает Камаладин-ата. - В каждом полку, дивизии и батальоне было по флагу, кому как повезет. И каждый из нас молился, чтобы дожить до победного дня и если суждено судьбой, то взобраться с красным стягом на самую вершину здания Рейхстага.
В апреле-мае 1945 года начались самые ожесточенные бои за главный город Германии. Писать письма домой практически не было времени. Немецкая речь по мере продвижения вперед слышалась все чаще и громче. К радости Крас­ной армии, количество пленных и сдавшихся добровольно росло.
- 8 мая я помню как сейчас. С конца апреля солнце начало светить ярче, ночи становились теп­лее, дождей совсем не было. Но все подступы к Берлину состояли из сплошной болотистой местности, - рассказывает аксакал. - Техника не шла, танки тоже не могли осилить болотистый путь. Поэтому пехоте пришлось на­деяться только на штыки, ружья, гранаты и автоматы.
Бои продолжались всю ночь, свистели пули и разрывались бомбы все утро. Санитары только и успевали забирать с поля боя раненых солдат. Тем не менее уже явственно ощущалось, что силы покидают врага. До Берлина можно было рукой подать, уже были видны высотные здания.
- Но когда до города оставались считаные километры, меня ранили в ногу и я был госпитализирован. Я не ощущал физической боли, разве что душевную. Из-за того, что меня могло хватить еще надолго, а я дал себя подстрелить, - говорит Кабиев. - И уже будучи на больничной койке, я услышал долгожданную радостную весть - Победа! До сих пор помню, как врачи и санитары бегали счастливые. У раненых словно крылья выросли. “Мы победили! Мы победили!”. Все без конца повторяли эти радостные слова, плакали.
Но если для многих солдат война окончилась 9 мая, то для пулеметчика Камаладина Кабиева лишь в 1950 году. Домой отправились в основном те, кто пробыл на фронте четыре года, новичков оставили.
По возвращении на Родину Кабиев продолжил трудиться в родном ауле бухгалтером. После войны он уже смог получить полноценное профессиональнее образование и, спустя годы, дорос до главного экономиста колхоза “Жем”.
- Моя первая зарплата была 13 копеек. Послевоенные годы были самыми тяжелыми. Но люди не унывали, терпели все. Главное ведь - закончилась война! К тому же восстановительные работы шли быстрыми темпами. Скучать или болеть не приходилось, нужно было работать и работать, - говорит ветеран.
Сегодня Камаладину Кабиеву 89 лет. Он обладатель медали “За отвагу” и ордена Красного Знамени. Вместе с супругой они родили и воспитали двух сыновей и четырех дочерей. Есть внуки. В канун 70-летия Великой Победы аксакал желает по-прежнему одного - чтобы не было войны.
- На войне вместе со мной воевал солдат Бимаксым ЖУМАГАЛИЕВ. Несмотря на высокую воен­ную подготовку, он умер уже на третий день боев, на моих глазах, - говорит ветеран. - К сожалению, многие не дожили до Победы. Мне же Аллахом была отмерена долгая жизнь, на которую я не жалуюсь и за которую благодарен. Поэтому я хочу, чтобы молодое поколение не забывало, за что бились их деды, за кого они отдали свои жизни…

Антон МОЛДИН, фото из семейного архива Кабиевых, Актобе

Поделиться
Класснуть