Опасный фастфуд
Быстрая и вкусная еда не всегда полезная. Между тем спрос казахстанцев на фастфуд постоянно растет, а вместе с ним появляются новые киоски с некачественной продукцией.
Кричащая реклама предлагает нам два бургера по цене одного или литр газировки в подарок. Однако продавцы на улицах зачастую мало заботятся о качестве своего товара, особенно в условиях экономической нестабильности, работая по принципу “цель оправдывает средства”. Но от такого принципа страдают покупатели.
В Алматы качество уличной продукции контролируют мобильные группы, по предписанию которых только с начала этого года было демонтировано 43 киоска фастфуда, закрыто 77 мест стихийной торговли. В мобильные группы входят сотрудники акиматов, полиции, специалисты районных управлений по защите прав потребителей. По словам активистов, такие рейды проводятся еженедельно уже на протяжении нескольких лет.
По информации Алматинского городского департамента по защите прав потребителей, в 2013 году в южной столице было зарегистрировано 18 случаев пищевого отравления. Проверка показала, что в основном покупатели пострадали от донеров и самсы. С начала этого года в службу эпиднадзора Алматы жалоб на отравления не поступало.
Казалось бы, проблема вполне решаема: поступила жалоба - приехали, проверили, устранили. Но не все так просто, как кажется. Исчезая в одном месте, недобросовестные торговцы через какое-то время появляются в другом. И это при том, что казахстанцы, увы, не отличаются высокой культурой потребления, считает глава фонда “Аман-саулык” Бахыт ТУМЕНОВА (на снимке).
- В Казахстане высокий процент больных сахарным диабетом, ишемической болезнью сердца, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Во многом эти заболевания провоцирует некачественное питание, - говорит Бахыт Ниязбековна. - Фастфуд у нас популярен. А между тем в продукты быстрого приготовления добавляют усилители вкуса, различные добавки, не говоря уже о вредных жирах. Нередко сомнение вызывают мясо и масло, на котором это все готовится. Загадкой остается и то, где и как моют руки продавцы киосков, куда они ходят в туалет. Это не значит, что нужно запретить торговлю продуктами питания на улицах. Просто торговцам нужно соблюдать санитарные нормы и правила, а покупатель должен владеть информацией о том, что он ест.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы