Платок раздора
В Усть-Каменогорске подвыпивший мужчина привязался на улице к девушке в хиджабе -угрожал расправой, грязно оскорблял. За девушку вступился ее приемный отец и жестоко избил обидчика своей падчерицы. Кто из них больше заслуживает наказания? Об этом до сих пор спорят горожане.
История случилась еще в прошлом году: 19-летняя студентка одного из вузов Анастасия ИСКАКОВА (имена участников конфликта изменены) возвращалась домой, когда на улице к ней стал приставать мужчина. Незнакомец напустился на удивленную девушку с грязными оскорблениями.
- Моя дочь Анастасия (ребенок супруги от первого брака. - Е.Ф.) пришла с учебы в слезах и не могла найти себе места, ее била мелкая дрожь, - расскажет позже отчим Азамат ИСКАКОВ. - Мы с женой еле-еле смогли ее успокоить. Настя рассказала, что неизвестный мужчина на улице грязно оскорблял ее, угрожал убить и изнасиловать. И все это потому, что Настя носит хиджаб. Ему не понравился не только ее платок, но и религиозная принадлежность. Когда он стал к ней приставать, та пустилась наутек. После рассказа Насти я решил во всем разобраться. Вместе с дочерью вышел на улицу и попросил ее показать этого мужчину. Во дворе мы его не нашли, но затем Настя показала на мужчину, который стоял на остановке. На тот момент я не знал, что его зовут Максат НИЯЗБЕКОВ.
Искаков не стал устраивать долгих выяснений на словах - повалил хулигана на землю и начал пинать. После нескольких мощных ударов Азамат разглядел, что обидчик падчерицы заметно старше его. В ярости спросил: “Что тебе сделал ребенок?”. Пострадавший ответить не смог и скоро потерял сознание. Прибыла карета “скорой помощи” - у побитого мужчины диагностировали серьезные телесные повреждения и внутреннее кровотечение. Врачи смогли его откачать...
Дело об избиении рассмотрел городской суд №2. На заседании пострадавший Максат Ниязбеков рассказал, что накануне случайной встречи с Настей крепко принял на грудь.
- Утром я выпил со своим знакомым бутылку водки на двоих, примерно около 11.00 находился в районе остановки по улице Кабанбай батыра. На этом все, дальше ничего не помню - ни этой девушки в хиджабе, ни ее отца. Помню лишь, как очнулся в больнице с серьезными телесными повреждениями. Долго лечился. Перед Анастасией я извинился за оскорбление. Никаких претензий к Искакову не имею, ущерб он полностью возместил.
В суде мужчина так и не пояснил, чем ему не угодила девушка в платке, как и не рассказал о своем отношении к исламу. Ниязбеков попросил служителей Фемиды не наказывать Азамата: мол, они примирились.
Отчим-заступник был осужден за нанесение тяжких телесных повреждений. Учитывая, что он полностью признал вину и возместил ущерб, суд счел, что обвиняемого не стоит лишать свободы. Как итог - три года ограничения свободы.
Потерпевший тоже не смог избежать ответственности. За публичное оскорбление девушки он получил пять суток ареста. Примечательно, что мужчина уже не раз привлекался к административной ответственности за многократные скандалы с пожилой матерью и появление в общественном месте в нетрезвом виде.
Ситуация наделала шума в Усть-Каменогорске. Местные жители на интернет-форумах долго обсуждали, почему участники инцидента не понесли “реального наказания”, а главное - чья вина больше. Тяжкие телесные или оскорбление девушки в хиджабе?
Вот что ответили в суде №2: “Определенную роль сыграло наличие смягчающих и отсутствие отягчающих уголовную ответственность обстоятельств, а также мнение потерпевшего, просившего суд строго не наказывать Искакова. Также на вынесение приговора повлияло и противозаконное поведение самого потерпевшего, спровоцировавшего конфликт. Поэтому Искакову назначили наказание, не связанное с лишением свободы”.
Священнослужители говорят, что подобных конфликтов в области еще не было.
- Конечно, ситуация весьма непростая, - прокомментировал “Времени” главный имам Восточного Казахстана Нурлан Кажи АСАНОВ. - С одной стороны, мусульманин всегда должен защищать своих близких, помогать тем, кто слабее. Особенно когда речь идет об оскорблении твоего ребенка. С другой стороны, есть правовое поле, есть законы Республики Казахстан. Мы всегда говорим людям, что нужно неукоснительно соблюдать законы страны вне зависимости от религии. Самосуд или подобные действия абсолютно недопустимы.
- Решение суда выглядит абсолютно адекватным и соответствует всем положениям закона, - также уверена правозащитник Анель ЖУНУСОВА. - Понятное дело, что общественное мнение будет больше благоволить отчиму девушки, который, как у нас принято считать, поступил по-мужски и не дал ребенка в обиду. Но давайте не будем забывать, к чему может привести такой самосуд. Мы слышали о подобных процессах в России - отец вступается за сына, случайно убивает обидчика ребенка и оказывается в тюрьме на десять лет. Кому становится лучше от такой расправы? Уж точно не семье, оставшейся без мужчины. В этом и заключается основная проблема, связанная с правовой безграмотностью наших граждан: проще пойти на поводу у сиюминутных эмоций, чем цивилизованно обратиться в полицию или суд и не только заставить обидчика оплатить штраф, но и в рамках гражданского судопроизводства потребовать возмещения морального вреда. Поверьте, выплаченный миллион тенге за брань навсегда научит хама следить за языком.
Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск