Крайним будешь?
Ситуация, в которую попал алматинец Роман САПОЖНИКОВ (на снимке), смахивает на театр абсурда в декорациях реальной жизни. Он не может снять с учета машину, которую продал по доверенности почти четыре года назад, хотя заплатил за нее все налоги и штрафы и отозвал выписанные доверенности.
Старенькую, дышащую на ладан “волгу” Роман купил в 2010 году ради интереса. С работой в то время у него были перебои, свободного времени полно, вот он и решил реанимировать машину, которая сошла с конвейера в том же году, когда он появился на свет - 1989-м.
Несколько месяцев в гараже - и на автомобиле, по которому еще вчера плакала свалка, можно было ездить. Парень покатался на старушке немного и решил ее продать, чтобы взять себе автомобиль получше.
Все шло как по маслу: покупатель нашелся быстро, цена его устроила, и, ударив по рукам, они поехали оформлять доверенность к нотариусу. Обычная схема, такой до недавнего времени пользовалось большинство автомобилистов Казахстана. Из-за нее-то многие и оказались в ловушке. В 2013 году, когда налоговый департамент Алматы разработал новую систему администрирования налоговых платежей и синхронизировал ее с базой полиции, выяснилось, что множество машин, когда-то проданных по доверенности, до сих пор числятся на бывших владельцах и за них никто не платит налоги. Людям стали приходить счета за автомобили, проданные пять, десять, а то и пятнадцать лет назад. Сотни алматинцев вмиг оказались в должниках. Одним из них стал и наш герой.
- Думал, совершил выгодную сделку, продал машину на 200 долларов дороже. Радовался даже, - говорит Роман. - А оказалось, что в тот момент я нажил себе такие проблемы, от которых не знаю, как теперь избавиться.
О том, что он должник, Сапожников узнал в начале прошлого года, когда пошел оплачивать налог на транспорт на свою новую машину. Сотрудник налогового управления буднично сообщил, что на его имя зарегистрирован еще один автомобиль - ГАЗ 31029, за который никто не платил налоги с 2011 года.
- Я стал говорить: “Я ведь продал машину”. Но меня даже слушать не стали: твоя машина - плати, - продолжает молодой человек. - Поехал в спецЦОН. Но там мне сказали примерно то же самое: владелец, значит, и долги твои, мы снимем машину с учета лишь тогда, когда на это будет постановление суда. Подал иск в суд. А там таких дел, как у меня, десятки, судья постоянно их рассматривает. Думал, на этом все и закончится, но не тут-то было.
В своем исковом заявлении Роман попросил взыскать с того человека, которому он продал машину по доверенности, сумму задолженности по налогу - 63 тысячи тенге и штраф пять тысяч тенге, который также висел на машине. Но ответчик не явился в суд ни в первый, ни во второй, ни в третий раз. Все это время Сапожников пытался его найти - постоянно звонил ему, но тот упорно не брал трубку. Отправил на его адрес, указанный в доверенности, письмо-уведомление с просьбой явиться в суд. Не помогло. На одном из заседаний судья сказал, что Роман должен оплатить все штрафы и налоги, иначе на каком основании он требует с ответчика эту сумму. Парень так и сделал.
- Когда я пришел на третье заседание суда с оплаченными квитанциями, судья даже несколько удивилась. А потом сказала: “Правильно, что заплатил, ты же владелец”, - вспоминает Роман. - Но и это не помогло. Заседания каждый раз откладывали из-за неявки ответчика. Я уже попросил судью выставить арест на “волгу”. Ведь все мне говорят: машина твоя, я же должен как-то ее вернуть. Но в этом мне отказали - сумма взыскания слишком маленькая. В то время я работал в Капшагае, чтобы присутствовать на суде, мне каждый раз приходилось отпрашиваться и брать отгулы. Четыре раза я приезжал, а на пятый не смог. Как оказалось, в тот день судья закрыла дело из-за неявки и истца, и ответчика. Когда я через несколько дней забирал документы, увидел ее и спросил, что мне делать дальше. Она посоветовала обратиться в спецЦОН, сказав, что больше ничем помочь не может. Но мне и там отказали.
Сапожников обратился к адвокату. Юрист посоветовал заявить в полицию об угоне машины. Договора купли-продажи нет, квитанций, подтверждающих, что покупатель передавал деньги продавцу, тоже, машина зарегистрирована на Романа. С этого момента в эпопее с доверенностью началась следующая страница - полицейская. Роман стал постоянным посетителем городских РОВД. Поначалу никто не хотел принимать у него заявление об угоне машины. Действительно, его вроде бы и не было. Парня футболили из одного отделения полиции в другое. Наконец ему посоветовали позвонить в дежурную часть и вызвать оперативников. Этот вариант сработал. Роман написал заявление в РОП Алмалинского района Алматы, в котором указал, что покупатель не доплатил ему 50 тысяч тенге, и попросил объявить машину в розыск.
- Мне пообещали перезвонить, - рассказывает парень. - Но, видимо, забыли. Набрал их номер сам. Меня не стали слушать, сказав, что я сам во всем виноват, продал машину, а теперь занимаюсь глупостями. Я понял, что здесь мне не помогут. Знаете, везде мне говорят: твоя машина - ты за нее и отвечаешь. Если на ней собьют человека, то придут ко мне. А вот если я увижу ее на улице, сяду в нее и поеду, меня посадят, потому что посчитают угонщиком. Как такое может быть, у меня в голове не укладывается.
Роман все же нашел того человека, которому передал машину по доверенности. Оказалось, что за это время он успел ее перепродать, естественно, по той же схеме. Оформил доверенности на двух братьев. Роман попросил его их отменить. Думал, что в случае чего эти ребята сразу же придут к нему, ведь у них теперь вообще нет никаких оснований на то, чтобы передвигаться на этой машине. Но “волга” преспокойно и дальше ездит по Алматы. В полиции Роману рассказали о том, что ее нынешние владельцы периодически нарушают ПДД, но, к счастью Сапожникова, хотя бы штрафы вовремя оплачивают. В спецЦОНе ему посоветовали привезти машину. Он пытался ее найти.
- Я просто так по городу не езжу, высматриваю свою машину, - с грустью смеется наш герой. - Мне уже прямым текстом говорят: у тебя никаких вариантов нет. С этого года доверенности отменили, катайся сколько хочешь. А я буду до конца своих дней платить за эту машину штрафы и налоги? Так, что ли, получается? Еще раз обращаться в суд? Судья прямым текстом мне сказала: сами виноваты - сами и расхлебывайте. Полицейские? Думаю, что они легко могли бы найти эту машину. Не хотят. Это никому не нужно, никто не хочет мне помочь, хотя могли бы это сделать. Все упирается в то, что сумма, о которой идет речь, слишком маленькая, и с этим никто не хочет возиться. Налоги-то я оплачиваю, и всех это устраивает. Что мне делать дальше и куда обращаться?
Может быть, ответ на этот вопрос знают в компетентных органах, охраняющих права и интересы граждан? Как раз в тех, куда неоднократно обращался Роман.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы