5584

Зачем нам “крыша”?

Специализированный межрайонный экономический суд Астаны в конце прошлого года завалили исковыми заявлениями предприниматели со всех уголков Казах­стана. Часть представителей среднего и крупного бизнеса пыталась обязать Национальную палату предпринимателей (НПП) отозвать счета на оплату членских взносов, а некоторые и вовсе просили, чтобы суд признал их уплату незаконной. В числе истцов оказался руководитель одного из карагандинских предприятий Олег КОНДРАТОВ (на снимке). Конкретных благ со стороны не так давно созданного общественного объединения он пока не получил, а отдавать деньги “ни за что” ему совсем не хочется. 

- Начнем с того, что мнения предпринимателей по поводу вступления в Нацпалату никто не спрашивал, - говорит Олег Кондратов. - Меня сейчас уверяют в том, что эта организация оказывает какие-то услуги. Основной аргумент, подчеркивающий заслуги палаты, - это то, что она добилась моратория на проверки предприятий. Но позвольте, если предприниматель законопослушный, то проверки ему не грозят. Пусть хоть запроверяются. Проверки для моего бизнеса - гораздо меньшие угрозы, чем выложить на ровном месте почти 300 тысяч тенге.
Карагандинский бизнесмен считает, что упомянутая выше сумма ощутимо бьет по карману. Со слов Кондратова, частные фирмы не получают дополнительного финансирования со стороны, банки отказываются выдавать кредиты в тенге, а из-за изменения курсовой разницы валют дорожает продукция и плата за аренду помещений.
- И в такой обескровленной экономике от нас еще требуют выплаты членских взносов, - говорит Олег Кондратов. - Мне непонятно: за что? Я рассуждаю как предприниматель - если это услуга, мне ее должны оказать. Если я услугу не получил, то могу воспользоваться правом ее обжаловать. Деньги ведь не берутся из ниоткуда. Их нужно заработать!
Бизнесмен не отрицает, что созданный орган - в целом благое дело.
- Наверное, для кого-то полезно покровительство от палаты предпринимателей. Но если вдаваться в филологию, покровительство - это кров, крыша - сродные понятия. Насколько мне известно, крышевание перестало существовать где-то в 90-х годах прошлого века. От чего сейчас крышевать предпринимателя? - недоумевает Кондратов. - Моя риторика сегодня сводится к принципу: не просим помощи - не мешайте. Просто я давно усвоил истину, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Ну а если все же возникнет какой-то прецедент, что мне понадобится помощь Нацпалаты, возможно, я готов буду заплатить гораздо большую сумму. Но только за оказанную мне услугу.
Впрочем, нарушать закон карагандинский предприниматель не собирается. И признается откровенно: его не устраивает именно размер членского взноса. Его пересмотра он и намерен добиться через суд.
- У нас сейчас 30 схожих исков от бизнесменов со всех регионов, - говорит адвокат Нурхан ЖУМАБЕКОВ (на снимке). - Суть претензий у всех одна: величина членских взносов весьма накладна. И что самое любопытное, размер этих взносов почему-то привязан не к доходу, а к обороту предприятия. Например, купил человек что-то за 120 миллионов и за такую же сумму продал. Доход нулевой. Однако предприниматель должен будет заплатить почти 300 тысяч тенге в Нацпалату. А если оборот составит более 2,5 миллиарда - то раскошелиться придется уже на 8 миллионов. Это, по-моему, возмутит кого угодно! Говоря обыденным языком, с бизнесменов взимают дополнительный налог. Сами они выражают возмущение в более грубой форме, говорят, что это на рэкет похоже. Буквально на днях мне клиенты звонили и рассказали, что к ним пришли представители Нацпалаты и потребовали уплаты членских взносов. Мы надеемся, что в процессе разбирательств суды выйдут на Конституционный совет, чтобы он проверил этот закон на соответствие Конституции.
Для Нацпалаты предпринимателей обеспокоенность бизнес-сообщества не стала сюрпризом. Удивительно, но руководство общественного объединения уже готово пойти на уступки своим подопечным.
- Наша организация создана впервые на постсоветском пространстве, и мы отдавали себе отчет, что первый год будет непростым, что нужно будет давать много разъяснений. Оно и нормально, что у наших уважаемых членов возникают вопросы. Мы к ним готовы, и нам уже известны самые болевые точки, - сообщил председатель правления Национальной палаты предпринимателей Аблай МЫРЗАХМЕТОВ. - Какие могут быть последствия для неплательщиков? Юридически мы можем подавать на них судебные иски. Но это будет неправильным - идти против своих же членов. Мы будем действовать методом убеждения: чтобы все предприниматели в итоге поняли, что палата полезна и нужна. 27 января мы созываем внеочередной съезд делегатов, на котором будет рассмотрен вопрос членских взносов. Летом мы обратились в правительство с просьбой сделать механизм выплат более гибким. И с 1 января начали действовать некоторые поправки. Теперь правительство определяет только потолок размера членских взносов. А мы получили делегированные полномочия освобождать некоторых предпринимателей от их уплаты или снижать их размер. К примеру, те представители среднего бизнеса, которые должны были платить по 297 тысяч тенге, теперь будут отдавать по 158 тысяч. Представители бизнеса с оборотом до 2,7 миллиарда тенге будут разделены на 5 градаций, уравнивание исчезнет.
Со слов Аблая Мырзахметова, освобождаться от выплат будут только предприятия, где 50 процентов штата сформировано из инвалидов или иных работников, относящихся к уязвимым слоям населения. Также на временные поблажки смогут рассчитывать компании, понесшие убытки.
Осталось только, чтобы съезд делегатов Нацпалаты принял эти предложения. Может быть, тогда количество исков предпринимателей в экономический суд Астаны пойдет на спад. До нового года там, согласно данным базы ЕАИАС, числилось 50 заявлений. И только 11 из них были допущены к рассмотрению.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть