В ритме ПДД
Новые правила дорожного движения вступили в силу в Казахстане с 7 января. Что изменилось и как накажут за нарушения, разбираемся вместе с начальником управления комитета административной полиции МВД РК Канатом САДВАКАСОВЫМ.
Водитель обязан ездить с включенным ближним светом или ходовыми огнями не только в вечернее и ночное, но и в дневное время суток
Это один из немногих пунктов правил, который вытекает не из нового Закона “О дорожном движении”, ставшего основанием для поправок, а из одноименной международной конвенции, которую Казахстан ратифицировал еще несколько лет назад. Теперь в ПДД говорится: “В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения включаются фары ближнего света или дневные ходовые огни”. Если машина оборудована дневными ходовыми огнями, ближний свет можно будет не включать.
- Как показывает статистика, благодаря этому на 20 процентов снижается аварийность на дорогах, - комментирует Садвакасов. - Машину с включенными фарами лучше видно, а множество мелких ДТП происходит именно из-за невнимательности.
За нарушение этого пункта правил в Кодексе “Об административных правонарушениях” (КоАП) предусмотрен штраф в размере пяти МРП.
Запрещается перевозить детей до 12 лет при отсутствии специального детского удерживающего устройства
Полицейские обещают, что теперь будут пристально следить за тем, пристегнут ли ребенок-пассажир. Итак, разберемся, как это должно выглядеть. Ребенка на заднем сиденье нужно перевозить либо в автокресле - это самый распространенный вариант, либо, как говорят ПДД, с использованием “...иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства...”. Что имеется в виду? Можно использовать специальные подушки-бустеры с подлокотниками или адаптеры ремня, которые весьма распространены в соседней России, где жесткие правила для перевозки детей установлены не первый год. Пристегивать маленького пассажира ремнями безопасности, которыми оборудованы задние сиденья, можно будет, когда ребенку исполнится 12 лет или, что немаловажно, когда чадо достигнет определенных физиологических показателей.
- Если ребенок выше 135 сантиметров и его вес больше 36 килограммов, он также может быть пристегнут обычным ремнем. Мы будем пристально следить за соблюдением и этого правила, - обещает представитель МВД. - Если инспектор увидит, что ребенка перевозят с нарушениями, то он сможет привлечь водителя к ответственности.
В КоАП есть общая статья “Нарушение правил перевозки пассажиров”. Она касается всех, кто едет в машине, в том числе и детей. Отдельно пункт, связанный с перевозкой в автокреслах, не выделен. За это нарушение предусмотрен штраф - пять МРП. Если в течение года автомобилиста повторно остановят по той же причине, ему придется заплатить уже 10 МРП и пройти проверку на знание ПДД. Причем касается новое правило не только частных машин, но и таксистов, и тех, кто занимается частным извозом. Они не смогут перевозить без специального автокресла ребенка, даже если мама держит его на руках.
- Это их хлеб, - говорит Садвакасов. - Они должны позаботиться о том, чтобы в их автомобилях появились устройства для перевозки пассажиров. Сейчас у нас экономическая составляющая ставится превыше всего, пора задуматься о жизни и здоровье людей. Полицейские будут штрафовать тех таксистов, которые перевозят маленьких пассажиров, не соблюдая эти правила.
Машины, которые попали в ДТП, должны будут проходить техосмотр, даже если его действие еще не закончилось
Полицейские объясняют этот пункт просто: техосмотр - один из элементов допуска к дорожному движению. У машины, которая побывала в аварии, могут появиться различные технические неисправности. Чтобы удостовериться в том, что она соответствует требованиям безопасности, и нужно будет проходить техосмотр. Причем касается это всех автомобилей, в том числе и новых, которым по закону делать этого не нужно.
Водителю, машиной которого для служебных, неотложных нужд воспользовался полицейский, будут возмещать расходы
Об этом говорится во второй главе правил “Общие обязанности водителей”. По большей части пункт, касающийся того, в каких случаях автомобилист обязан предоставить свою машину представителям правоохранительных органов или медикам, не изменился. В частности, он должен будет предоставить свое авто “...медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи... Независимо от направления движения медицинским работникам, сотрудникам органов внутренних дел и органов национальной безопасности для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения. А также при проведении антитеррористических операций с возмещением затрат (выделено мной. - О.А.). Сотрудникам органов внутренних дел для транспортировки транспортных средств, поврежденных при дорожно-транспортных происшествиях, проезда к месту стихийного бедствия...”.
Водитель, который оказался в такой ситуации, может потребовать у полицейского или врача, которому он помог, справку или же попросить, чтобы он сделал запись в путевом листе. В нем должны быть указаны продолжительность поездки, расстояние, фамилия, должность, номер служебного удостоверения того, кто остановил машину, и наименование организации. При желании можно будет написать заявление в полицию с просьбой возместить ущерб. Обращение должны рассмотреть в течение семи дней.
- Правила, касающиеся использования правоохранительными органами гражданского транспорта, существуют с советских времен, - поясняет наш собеседник. - Они применяются крайне редко и, по большому счету, не вызывают негативной реакции со стороны автомобилистов. Сейчас мы добавили пункт, касающийся возмещения расходов, которые понесет водитель, вынужденный помогать представителю правоохранительных органов. Раньше его не было.
Автомобилисты, попавшие в дорожно-транспортное происшествие, не смогут выпить до момента освидетельствования
В ПДД эта норма прописана как одна из обязанностей автомобилистов: “...Водителю запрещается употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника органов внутренних дел, до проведения освидетельствования или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования...”.
- Некоторые нетрезвые водители, ставшие участниками ДТП, после аварии специально употребляют алкоголь на глазах у свидетелей, чтобы было невозможно доказать, что они ехали за рулем в состоянии опьянения, - констатирует Садвакасов. - Это один из способов уйти от ответственности, и таких случаев немало. Чтобы это не происходило, мы и ввели такую меру.
Снижена скорость движения на загородных трассах
На дорогах, имеющих разделительную полосу, можно будет разгоняться до 110 км/ч. Это трассы типа Капшагайской или Астана - Боровое. Они разделены зелеными насаждениями или специальными искусственными ограждениями. Максимальная скорость на автомагистралях не больше 140 км/ч. На большинстве же загородных дорог, которые не относятся ни к первой, ни ко второй категории, придется ездить со скоростью, не превышающей 100 км/ч, раньше эта цифра равнялась 110 километрам. Все это, как уверяют в МВД, сделано в целях повышения безопасности на дорогах.
Запрещается использование шторок, закрывающих государственный номерной знак
В ПДД ничего не говорится о других хитростях, к которым порой прибегают водители. Например, о светоотражающих наклейках, благодаря которым часть госномера, как утверждают продавцы этого чуда, становится нечитаемой для камер видеофиксации.
- Эти наклейки - блеф. Когда появилась информация о том, в Алматы начали их продавать, мы сделали запрос полицейским на места, - рассказывает Садвакасов. - Оказалось, что видеофиксаторы на них не реагируют и спокойно считывают номера. Поэтому появился запрет только на использование шторок.
Владельцу автомобиля, который все-таки решил “зашторить” свой госномер, придется заплатить штраф пять МРП, если в течение года его поймают повторно - 20 МРП.
Как должен вести себя полицейский, остановивший нарушителя?
Пункт правил, регламентирующий этот момент, вызвал споры еще до того, как ПДД вступили в силу. Эксперты задавались вопросом: почему из них исчезла фраза “полицейский обязан незамедлительно подойти”? Что, теперь придется сидеть в машине и ждать, пока страж дорог соизволит уделить тебе внимание? Ведь с октября по закону нельзя покидать машину без его разрешения. Но в МВД нас уверили: полицейские, как и раньше, будут подходить к автомобилю нарушителя сразу же после его остановки.
- Полицейский, который остановил машину, должен сразу же подойти к автомобилю, удостоверившись в том, что ему не угрожает опасность (за десять месяцев прошедшего года у нас погибло 48 сотрудников, 108 получили ранения, было зафиксировано 480 фактов сопротивления полицейским), разрешить водителю покинуть машину, объяснить причину остановки и потребовать документы. Поэтому в этой части практически ничего не меняется.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы