Дураков у нас нет!
Балнура АНДИРЖАНОВА: когда-то здесь учились будущие знаменитости.
Старейшая павлодарская школа, где в свое время учился Даниал АХМЕТОВ и прочие известные ныне персоны, сегодня стала уникальным буфером между обществом и трудными детьми.
С момента трагедии в астанинской гимназии №76, где восьмиклассник погубил одноклассника, прошло три месяца. Чиновники от образования заявили, что проведут проверку самого учебного заведения и “проэкзаменуют” специалистов психолого-педагогической комиссии, рекомендовавших обучать подростка по общеобразовательной программе в условиях средней школы, но никаких выводов пока не прозвучало. Главные педагоги страны так и не объяснили, как поступать с детьми, которые сами не учатся и не дают учиться другим, не могут усидеть за партой на уроке, обижают одноклассников, но при этом никаких медицинских диагнозов, по которым они могли бы быть направлены в спецзаведения, не имеют.
Напомним, еще в сентябре прокурор Есильского района Астаны Биржан МАЖРЕНОВ сообщил, что совершивший роковой проступок восьмиклассник проживал ранее в Павлодаре, с 2007 года состоял на учете в центре психического здоровья. А в ДВД Павлодарской области тогда же добавили “перца”: оказывается, в 12-летнем возрасте ребенок сообщил о якобы заложенной бомбе и находился на учете. Через 9 месяцев после того инцидента родители решили переехать в Астану, где мальчик учился сначала в СШ №52, а затем был переведен в лицей №76. Причем в 52-й школе про него вспомнили как про хорошего математика, но подолгу замыкавшегося в себе и склонного к немотивированной агрессии.
Между тем специалисты утверждают, что детей, с которыми учителю обычной школы справиться очень трудно, становится все больше. В Павлодаре нашли свое решение, как поступать в таких случаях.
Раньше павлодарская СШ №15 гремела - ее выпускники в последующем занимали самые высокие должности, становились известными поэтами и писателями. Методический опыт здесь нарабатывался 75 лет. Сейчас это общеобразовательная школа, но берут в нее только с направлением психолого-педагогической комиссии. Широкой общественности о ее работе мало что известно, но мы выяснили, что среди семей, имеющих “неудобных” детей, по популярности эта школа бьет даже свои прежние рекорды.
О встрече с директором СШ №15 Балнурой АНДИРЖАНОВОЙ я договорилась заранее, и все равно пришлось стоять в живой очереди из родителей. Позже Балнура Манаповна извинилась за задержку и развела руками:
- Я не знаю, почему число таких детей быстро растет, но боюсь, что уже через год наша школа вообще не сможет их разместить. Когда в 2011-м заступала на должность директора, было 200 учеников, сейчас уже 350, и с каждым годом наплыв увеличивается. Рада была бы никому не отказывать, потому что этим детям обязательно нужна помощь, но рассаживать их уже некуда - в одном классе должно быть не более 10-12 детей, а их сегодня уже по 15.
В СШ №15 учатся и дети с общим недоразвитием речи, но сохраненным интеллектом, и педагогически запущенные - из неблагополучных семей, свидетели и очевидцы страшных драм и трагедий родителей и родственников. С детьми из откровенно бедных семей сидят за одной или соседними партами сыновья и дочери очень богатых и влиятельных родителей, изнеженные и избалованные, рядом с которыми обязательно находится няня. И ничего - никто не в претензии. Потому что папы и мамы, к счастью, вовремя поняли, что сначала нужно решать проблему, а уже потом думать о престиже и имидже.
Справляются здесь с гиперактивностью и ранним детским аутизмом. В прошлом году к директору обратилась группа родителей глухих детей, которые до того обучались в специальном интернате, и слезно попросила принять их в школу хотя бы в виде эксперимента. Дети совершенно не разговаривали, а родителям хотелось, чтобы они приобщались к обычному миру. К концу учебного года усилиями местных учителей и логопедов, не владевших, к слову, никакими навыками сурдоперевода, дети заговорили, речь им поставили, звуки отработали - с каждым приходилось заниматься в прямом смысле на пальцах.
- Наша школа работает по общеобразовательной программе, только подходы к детям другие, - поясняет директор. - Здесь каждый учитель - это профессионал с большой буквы, одаренный специалист, изучивший детскую психологию от и до. Благодаря этому дети, даже имевшие поначалу какие-то задержки развития, затем переходят в обычные школы либо, заканчивая 9-й класс в нашей, получают обычный аттестат и могут выбирать, куда им идти учиться дальше. Бывает, от своих же коллег на каких-то совещаниях слышу: “А, 15-я школа, там дураки”. Возмущаюсь: наши дети не умственно отсталые! Они усваивают обычную школьную программу на твердые четверки и пятерки. Только для этого педагогу нужно приложить усилия.
Особое место в школе занимает развитие мелкой моторики, здесь просто огромное количество наглядных пособий, вплоть до кукольного театра, которые используются абсолютно на всех уроках - от иностранного языка до математики. На каждом уроке дети должны что-то подержать в руках, осязать. Если у ребенка проблемы с поведением, к нему индивидуальный подход.
- Вот, к примеру, в этом году к нам в шестой класс пришел мальчик, до того проживавший в Чехии, - делится Балнура Андиржанова. - Мама отправила его в Павлодар, отдала на воспитание папе. Папа перебрал много павлодарских школ, но мальчик ни в одном классе не мог усидеть. В прямом смысле слова - соскакивал с места, ходил. Он знает иностранные языки, но русская речь ему дается трудно. Мальчик очень проблемный, но, в принципе, не наш ученик. Отец пришел ко мне летом в полном отчаянии - они побывали на комиссии, попросили направление. Сейчас ребенок научился придерживаться наших правил, выполнять домашние задания, в общении с детьми выравнивается - и папа счастлив.
Если же родители не хотят признавать, что у ребенка проблемы, винят учителей, переводят свое чадо из одной обычной школы в другую, то в конце концов получают в ответ озлобленность и агрессию.
- Чем дольше не решать проблемы, тем сложнее с ними потом справляться, - говорит Балнура Манаповна. - Очень часто родители первоклассника в штыки воспринимают советы, что их ребенка нужно обследовать, что у него есть какие-то отклонения. Они стоят на том, что ребенок нормальный, и все тут. А потом проблемы нарастают как снежный ком. В результате у нас есть дети, с которыми родителям по нашему требованию теперь приходится сидеть рядом на каждом уроке. Были случаи, когда один мальчик шариковой ручкой проткнул девочке на уроке руку, другой начинал всех душить. Родители не верили, пока сами это не увидели. Мы таких детей с родителями отправляем на консультацию к психиатрам и психоневрологам, объясняя: школа его выпустит, а вам с ним потом дальше жить.
- И в том, что произошло в Астане, виноваты в первую очередь родители, - уверена моя собеседница. - В законе об образовании записано, что родители или опекуны имеют право повести ребенка в любую школу по своему желанию. Когда есть заключение комиссии о том, что он может обучаться по общеобразовательной программе, в школе не могут отказать в приеме, но родители должны задумываться, не требует ли их ребенок коррекции поведения.
Ольга ВОРОНЬКО,фото с официального сайта СШ №15, Павлодар