2291

Семья до востребования

Вся семья в сборе. В центре - Толкын и Даур РАЙЫМБЕКОВЫ.

В Казахстане появилась особенная патронатная семья. Ее главная цель - воссоединение детей с родными и близкими им людьми. В минувшее воскресенье в доме, который теперь будет принимать ребят, оказавшихся в трудной ситуации, отметили новоселье.

За окном метет. Снег укутывает все вокруг в мягкую простыню. Мы продираемся сквозь искристо-белую стену вместе с куратором пилотного проекта “Центр поддержки семьи”, при котором и создаются такие пат­ронатные семьи, Мариной СУГАКОВОЙ (на снимке).
- Вы самые смелые. Мы так много гостей приглашали, но их испугала непогода, - встречает нас она. - Нам сюда.
Мы входим в дом, который на территории учреждения “Ковчег” в Талгаре Алматинской области строили почти три года. Тех, кто помогал, больше ста человек - спонсоры, волонтеры и просто неравнодушные люди. Нас встречают улыбками, и сразу становится тепло. Почти все готово к новоселью, и хозяйка жилища, мама для всех ребят, живущих здесь, Толкын РАЙЫМБЕКОВА обещает, что вот-вот все начнется. Каждый раз, встречаясь с такими, как эта милая женщина, людьми, я пытаюсь понять, что ими движет. И вновь убеждаюсь в том, что ответ может быть только один - любовь.
- Я с малых лет мечтала о том, что когда-нибудь стану мамой в детском доме, и никогда не отказывалась от этой мысли, - говорит Толкын. - Когда встретила своего будущего мужа Даура, оказалось, что и он тоже этого хочет. Представляете, как мы сошлись во взглядах! Я психолог по образованию, работала в различных детских учреждениях. В нашем доме всегда было много ребятишек, которых мы приглашали в гости, организовывали отдых в летних лагерях для детей, оставшихся без попечения родителей, были волонтерами в разных проектах. Примерно полгода назад Даур на одном из семинаров познакомился с Мариной Сугаковой, и она предложила нам поучаствовать в проекте “Центр поддержки семьи”. Так мы здесь и оказались. Наше жилище не приют, а именно дом, который мы назвали солнечным.
У Толкын и Даура трое сыновей, старшие учатся и живут отдельно, младший, которому всего три года, с ними. Сейчас под присмотром супругов еще десять детишек: самому маленькому всего 11 месяцев, старшей Сымбат уже 18 лет. В день нашего приезда в солнечном доме произошло очень радостное событие: сразу пятерых братьев и одну сестричку забрали обратно в семью их родные бабушка и дядя. Эти дети оказались под крылом Райымбековых два месяца назад после смерти мамы. К воротам “Ковчега” ничего не понимающую, радостную ораву привела бабушка. Не та, которая сейчас решила их забрать, другая, но оттого не менее родная. Растерянная женщина тихо произнесла: “Мне самой нечего есть, я не смогу их прокормить. Чувствую, что у вас им будет лучше”. Она ушла, а пять ее внуков и внучка остались. Младшему тогда было всего девять месяцев.
- Я привязалась к нему, - вздыхает Толкын. - У него ножки были тоненькие-тоненькие, а живот вздутый. Вылечили. В больнице с ним лежала. Его старшие братья быстро адаптировались, они здесь ели вдоволь и только за это были нам благодарны.
- Вам не жалко отдавать этих детей, ведь вы по-матерински успели к ним привязаться?
- Нельзя быть эгоисткой и думать только о себе, нужно заботиться о других. Как бы хорошо им с нами ни было, в семье, рядом с родными детям все равно будет лучше. Сегодня мы передадим официальные документы об опеке бабушке этих шестерых деток. Разве это не радость?! Но мы их все равно не оставим: будем навещать, если нужно, помогать, дружить. У всех других детей, которые сегодня у нас живут, есть мамы. И моя цель - сделать все, чтобы они воссоединились.
В этом Толкын помогает целая команда “Центра поддержки семьи”: юристы, психологи и социальные работники. Они ищут родственников детей, которые попадают в семью Райымбековых, оформляют документы и убеждают, что самое важное для ребят - любовь родных и близких.
- В Казахстане есть патронатные семьи, но они берут на воспитание детей и не собираются передавать их кому-то, даже родителям. Зачем тогда оформлять патронат? - рассуждает Марина Сугакова. - Усыновите этого ребенка, тогда все будет честно. Когда я говорю об этом, со мной начинают спорить такие воспитатели. Но в их позиции есть хитрость: они удовлетворяют свои духовные потребности, когда берут приемного ребенка, и при этом получают за это зарплату. В моем понимании патронатная семья - это временное пристанище: ребенок попал в нее, а после реабилитации в домашней обстановке он либо соединился с близкими, либо для него нашли усыновителей. В нашем доме все происходит именно так, и он пока единственный в Казахстане. Но надеюсь, что когда-нибудь таких домов будет много.
По случаю новоселья детишки устроили для гостей настоящий праздник. Они пели, читали стихи и танцевали. Все радовались: наконец-то произошло то, чего так долго ждали. А потом маленькие артисты, на долю которых выпало много испытаний, смущаясь, признавались:
- Здесь совсем как дома. По-семейному уютно и тепло.
Солнечно, в общем…

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Талгар, Алматинская область

Поделиться
Класснуть