Об изъянах с гранатой
Трагедия в Алматинском колледже моды и дизайна, где в минувший понедельник на уроке начальной военной подготовки (НВП) взорвалась граната, и в конце недели все еще остается темой номер один. По мнению наших экспертов, военрук Габит КАРАБАЛАЕВ, которого в минувший четверг с санкции суда арестовали на два месяца, мог накрыть смертоносное оружие своим телом или отбросить его в угол класса до того, как прогремел взрыв. Впрочем, не все так очевидно, как считают специалисты...
Вечером в минувший четверг представители управления здравоохранения Алматы рассказали журналистам, в каком состоянии находятся пострадавшие при взрыве студенты. На тот момент в реанимации оставались три человека, двое из них были подключены к аппарату искусственной вентиляции легких. Их состояние тяжелое, но стабильное - эти студенты в результате взрыва получили множественные сочетанные травмы. Девять человек находились в отделениях травматологии и неврологии. У большинства пострадавших - снижение зрения и проблемы со слухом. За это время врачи провели около десяти сложных операций. При этом некоторые очевидцы трагедии рассказали, что Габит Карабалаев сам дал им гранату, сказав, что она учебная, и в момент взрыва находился в классе.
- Я сам бывший офицер, и, насколько знаю, военруками в подавляющем большинстве работают люди, имевшие хоть какое-то отношение к армии. А если человек хотя бы раз в жизни держал в руках боевую гранату, он бы однозначно понял, что перед ним не учебный материал, - утверждает вице-президент казахстанской оружейной ассоциации “Корамсак” Сергей КАТНОВ (на снимке). - Далее. Известно, что взорвалось устройство РГД-5. Это наступательная, но, в общем-то, относительно не мощная граната, в армии во время учений ее бросают не из укрытия. Помню, когда впервые метнул ее в армии, был несколько разочарован: произошел хлопок, как от обычной петарды, и появилось немного дыма. Разлет осколков - 25 метров. Для сравнения: осколки гранаты Ф-1, которая известна как “лимонка”, разлетаются на расстояние до 200 метров, поэтому ее и бросают из укрытия.
Нужно понимать еще одну вещь: после того как человек выдергивает чеку, срабатывает капсуль-воспламенитель, происходит достаточно громкий хлопок, который даже на учениях во время метания гранат слышно на расстоянии до 30 метров, - объясняет Катнов. - Потом слышится шипение, и появляется дымок, и только после этого срабатывает взрыватель. Все это длится около четырех секунд, а в ситуации, подобной той, которая произошла в колледже, это довольно много. Педагог мог среагировать, выхватить гранату и бросить ее в дальний конец класса, при этом скомандовать всем: “Ложись!”. Понятно, что кого-то из ребят все равно посекло бы осколками, но такого страшного итога мы бы не имели (как сообщалось, один человек погиб, полтора десятка получили ранения. - Ред.). Если военрук держал эту гранату в руках, а потом передал детям, то в том, что произошло, однозначно есть его вина.
Если же он не знал, что в классе есть граната, то это меняет дело...
- Тогда откуда она могла взяться? Есть предположение о том, что военрук принес ее в колледж, так сказать, по собственной инициативе, по другой версии - граната хранилась в колледже как учебный материал, и преподаватель принес ее на урок. Значит, по-вашему, не исключен и третий вариант?
- Откуда, в принципе, может появиться боевая граната? Есть два варианта: первый - в результате пропажи или хищения на военных складах, второй - как трофей, который бойцы привезли из горячих точек. Что касается черного рынка продажи оружия... К сожалению, нельзя говорить, что в нашей стране его вообще нет - ведь у преступников откуда-то появляются автоматы и даже гранатометы. Но сказать, что о нем знали многие, нельзя. У простого человека не получится просто так купить гранату на рынке, к примеру. Поэтому-то и непонятно, откуда взялась эта РГД-5.
И вот еще на что я хотел бы обратить внимание. Моя дочь тоже учится в колледже, там тоже преподают НВП. Я полистал этот учебник и был в недоумении: он частично переписан из воинских уставов и учебника общевойсковой тактики, которую проходят на первом курсе военного училища. Я не могу понять: зачем все это знать будущим швеям? Что же касается патриотизма, о котором упоминают в связи с этим предметом, то его нужно воспитывать на истории и на положительных примерах из жизни, а не на изучении гранаты РГД-5.
Получается, что у Габита Карабалаева было достаточно времени для того, чтобы предотвратить гибель студентки-первокурсницы Светланы ЯКОВЛЕВОЙ? Почему он этого не сделал? Нежелание? Испугался? Элементарный непрофессионализм? Что произошло на самом деле? Следствие пока воздерживается отвечать на эти и другие вопросы и вообще от каких-либо комментариев. А с учетом того, что Габит Карабалаев арестован на два месяца, есть все основания полагать, что дело не столь очевидное, как может показаться на первый взгляд. Тогда и мы продолжим собственное расследование или, точнее, исследование инцидента.
Преподаватель-организатор НВП и ОБЖ (основы безопасности жизни), ветеран войны в Афганистане Александр ФАДЮШИН (на снимке), слабо верит в то, что военрук мог принести в колледж боевую гранату:
- Это абсурд. Я не исключаю того, что гранату мог принести кто-то из студентов. Сами знаете, сколько оружия хранится у наших граждан.
- Можно предположить, что военрук случайно спутал учебную гранату с боевой?
- Думаю, нет, они значительно отличаются друг от друга. Учебные гранаты черного цвета, а не зеленого, как настоящие, сделаны из резины или пластика, а не из металла, на них нанесена специальная маркировка “Учебная”, а вдоль и поперек прочерчены белые полосы.
- Александр, НВП преподают по единому госстандарту, соответственно, одни и те же темы в разных учебных заведениях проходят примерно в одно время. В эти дни изучают устройство гранат?
- Нет, это тема 10-го класса и первого курса колледжа, которая будет примерно в январе-феврале. По программе НВП, от которой мы не можем отступать, сейчас такой темы нет.
И хотел бы отметить, что из-за этого инцидента не надо резать всю учебную программу.
- Но может быть, стоит изменить ее, направить предмет в более мирное русло?
- Пересмотреть ее можно, потому что программа сырая и во многом неинтересная. Мы много раз обращались по этому поводу в вышестоящие инстанции, но к мнению военруков, увы, не прислушиваются. Но отменять НВП полностью ни в коем случае нельзя. В детях нужно воспитывать патриотизм, бойцов, иначе в нужный момент мы не сможем себя защитить.
Аналогичного мнения относительно НВП придерживается глава казахстанского союза ветеранов “Боевое братство” полковник Сергей ПАШЕВИЧ (на снимке):
- Наоборот, нам нужно увеличить количество часов, отведенных на этот предмет. Необходимо не только изучать то, как собирать и разбирать автомат, но и более подробно рассказывать об основах выживания в чрезвычайных ситуациях. Сейчас все ополчились против этого предмета. Но ведь химия или физика не менее опасны. Что - их тоже отменить? Мне кажется, тот пацифизм, который возник после этого случая, излишен.
Другой вопрос - кто преподает в наших учебных заведениях НВП. Если просто взять офицера запаса и определить его учителем, то ничего толкового, скорее всего, не получится. Этих людей нужно готовить специально, ведь они работают с детьми, а не с солдатами. Сейчас же, по большому счету, на эту должность берут кого попало, потому что далеко не каждый из-за маленькой зарплаты пойдет преподавать. Я знаю, что в одной из школ некоторое время назад работал полковник-самозванец, который был сержантом в милиции, потом его осудили за мошенничество, он отсидел, а освободившись, работал военруком. А насчет Карабалаева, которого в СМИ называют капитаном, скажу так: допускаю, что он мог и не отличить боевую гранату от учебной. Да, он проходил срочную службу в армии, но далеко не все солдаты метают гранаты. Так что, может, он ее никогда и не видел.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы