Генпрокуратура РК: Верните его по-французски!
Генеральная прокуратура Казахстана не ведет переговоры с Россией и Украиной о возможной реэкстрадиции бывшего руководителя БТА Банка Мухтара АБЛЯЗОВА, а настаивает на рассмотрении французскими властями собственного запроса о выдаче беглого олигарха. Об этом вчера сообщила пресс-служба надзорного ведомства.
Как известно, 24 октября суд французского города Лиона санкционировал экстрадицию Мухтара Аблязова в Россию и на Украину. Приоритет при этом получила Москва, которая раньше обратилась в Генеральную прокуратуру Франции с соответствующим запросом. Запрос на экстрадицию беглого олигарха 2 августа 2013 года направила и Астана, однако суд его не рассматривал. Тем не менее, сообщает Генпрокуратура, вопрос о выдаче Аблязова Казахстану находится на предварительном рассмотрении в Министерстве юстиции Франции.
Надзорный орган Казахстана не намерен отказываться от уголовного преследования экс-банкира - ведь наибольший ущерб своими махинациями он нанес именно нашей стране. Сумма этого ущерба, по сведениям Генпрокуратуры, составляет 7,5 миллиарда долларов. Члены созданной Аблязовым организованной преступной группы, насчитывающей десятки сотрудников БТА Банка, руководителей аффилированных фирм и других приближенных олигарха, обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных статьями 176 (присвоение и растрата вверенного чужого имущества), 177 (хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием), 193 (легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем), 220 (незаконное использование денежных средств банка), 228 (злоупотребление полномочиями) и 235 (создание и руководство ОПГ) Уголовного кодекса страны. Уголовное дело, признанное силовиками одним из самых сложных и объемных в истории суверенного Казахстана, включает в себя 150 эпизодов и более 2,5 тысячи томов. Такими масштабами, между прочим, не могли похвастаться ни “Рахатгейт”, ни “хоргосское дело”.
При этом размах деятельности экс-главы БТА Банка и его группировки не ограничивается только Казахстаном: не менее увесистые тома уголовных дел сейчас находятся в министерствах внутренних дел России и Украины - ущерб этим государствам тоже исчисляется миллиардами долларов. Кроме того, как ранее заявляла отечественная Генпрокуратура, интерес к Мухтару Аблязову проявляют правоохранительные органы Киргизии, Кипра, Венгрии, Латвии, Ирландии и Финляндии. А в Великобритании он приговорен к 22 месяцам ареста за неуважение к суду.
В свою очередь Казахстан, расследуя уголовное дело в отношении Аблязова и его подручных, активно сотрудничает с правоохранительными органами других стран. Такое взаимодействие, по сведениям Генпрокуратуры, возможно в рамках Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и ряда других международных соглашений.
Но при этом нормы международного права препятствуют желанию казахстанских силовиков заполучить главного фигуранта одного из самых громких дел. Ведь Женевская конвенция о статусе беженцев 1951 года запрещает возвращать их в государство, из которого они бежали.
Именно на Женевскую конвенцию, а также на положения Совета Европы от 1957 года ссылалась французский прокурор Соланж ЛЕГРА, говоря о невозможности реэкстрадиции Аблязова из России или с Украины в Казахстан. Наша Генпрокуратура, впрочем, на это и не рассчитывает - она настаивает на рассмотрении собственного запроса. Хотя между Казахстаном и Францией нет соответствующего соглашения.
К слову, европейские страны не слишком охотно подписывают с нами договоры о взаимной выдаче преступников. Как сообщали в прошлом году СМИ со ссылкой на начальника управления договорно-правовой работы департамента международного сотрудничества Генпрокуратуры республики Айбека НУРАХМЕТОВА, в заключении подобных соглашений Казахстану отказали Великобритания, Польша, Германия и Швейцария. Кроме того, наша страна никак не может дождаться приглашения к присоединению к Европейской конвенции о выдаче, куда входят все 47 государств - членов Совета Европы.
Впрочем, по международным нормам выдача преступников может осуществляться и без договора, если это предусматривает внутреннее законодательство страны, к которой обращаются с ходатайством об экстрадиции. Позволяют ли это законы Франции, Генпрокуратура не уточняет, однако настроен надзорный орган весьма оптимистично.
- Генеральная прокуратура Казахстана намерена продолжить дальнейшие консультации с уполномоченными органами Франции с целью ускорить экстрадиционные процедуры по ранее поданному запросу Казахстана, - говорится в распространенном вчера сообщении ведомства.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы