3321

Сахаром дорога!

Вот так в Белоруссии борются с гололедицей на дорогах, посыпая и поливая их мелассой.

Совсем не за горами зимние времена со всеми их прелестями: снегопадами, оттепелями и, естественно, гололедицей на дорогах, а значит - и пробками на городских автотрассах. В Казахстане намерены внимательнейшим образом присмотреться к необычному белорусскому способу борьбы с гололедом.

Недавно некоторые СМИ сообщили, что в Минске в борьбе с гололедицей на дорогах с некоторых пор используют не соль, а сахар, точнее, побочный продукт при его производстве - мелассу. Якобы прошлогодний эксперимент, во время которого у минчан началась сладкая жизнь, себя оправдал, и местные власти собираются повторить его и в этом году. Информацию об этом мы направили в “КаздорНИИ”.
- О том, что такое вещество применяется в качестве противогололедного реагента, я узнал от вас, - признался в разговоре с нами некоторое время спустя директор департамента стандартизации и информации АО “КаздорНИИ” кандидат технических наук Есенбек АЙДАРБЕКОВ (на снимке). - И мы в качестве эксперимента тоже могли бы его использовать - в Алматы например, - поделился он неожиданными планами. - У нас ведь тоже есть сахарные заводы, там во время производства остаются побочные продукты. Я займусь этим вопросом более тщательно. К тому же сейчас наш институт разрабатывает общий для стран Таможенного союза стандарт, касающийся использования, хранения и методов использования противогололедных реагентов. Поэтому мы весьма заинтересованы в применении каких-то новых технологий.
Пока же Казахстан использует советские методы борьбы с гололедицей на дорогах - в ходу все те же песко-соляные смеси и химические реагенты. Первые заготавливают заранее и хранят на специальных складах. Специалисты берут обычную, к примеру, аральскую соль и в специальных устройствах размешивают ее в определенных соотношениях с песком. Впрочем, простой и незатейливый способ сделать дороги безопаснее постепенно сдает позиции - в городах стараются не использовать песок, а при его отсутствии - мелкий гравий, потому что они забивают канализационные сети и арыки. Поэтому широко применяют “химическое оружие” - всевозможные реагенты.
- Дороги поливают этими веществами, а через 20-30 минут, когда снег станет рыхлым, его нужно полностью убрать, - напоминает правила привычной технологии Есенбек Айдарбеков. - Но у нас этого никто не делает. В результате превратившаяся в кашу масса вторично замерзает и доставляет неудобства и автомобилистам, и пешеходам. Застывшие валуны рыхлого снега особенно часто можно видеть возле остановок общественного транспорта. Мы обращались к городским службам, которые занимаются очисткой дорог, интересовались, почему они не соблюдают технологию. Нам ответили, что у них не хватает техники для того, чтобы все это делать.
- Часто говорят о вреде химических реагентов. Они действительно опасны для здоровья?
- Если обработанные снеговые массы вовремя не убирать, весной они растаивают и оказываются в почве. Наверное, вы замечаете, что вдоль дорог встречаются деревья, у которых даже весной желтые листья. Одна из причин этого - реагенты. Конечно, они вредны не только для дорожного покрытия, нашей обуви, но и, естественно, для здоровья человека. Химия испаряется, оказывается в воздухе, а мы этим дышим.
И тем не менее использование химреагентов - самый распространенный метод борьбы с гололедом не только у нас, но и во многих других странах, - продолжает собеседник. - Специалисты ищут более щадящие для окружающей среды способы борьбы с обледенением, но пока они не стали массовыми. Есть еще один немаловажный момент: у нас реагенты, к сожалению, не применяют на упреждение, в профилактических целях борьбы с гололедом, то есть в меньших количествах. Не знаю почему. В этом году мы еще раз будем поднимать этот вопрос.
- Кстати, что вы можете сказать по поводу шипованной резины, которая, по мнению столичных властей, портит астанинский асфальт?
- К нам обращались с просьбой разъяснить этот вопрос, но мы не проводили каких-то экспериментов, касающихся этого. Естественно, соприкасаясь с дорожным покрытием, любые шины, и шипованные в том числе, наносят ему вред. Но это не значит, что мы должны отменить такую резину, потому что речь идет о безопасности дорожного движения. Мы считаем, что зимние шины и шипованная резина могут применяться. Другое дело, что нам давно пора установить стандарты и прописать в них четкие сроки использования зимней и летней резины.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Кстати

Акимат уполномочен заявить

Акимат Астаны не планирует вводить какие-либо требования по использованию водителями шипованной резины в зимнее время.

“Касательно позиции акимата Астаны в отношении шипованных шин сообщаем: акимат не намерен вводить какие-либо требования в отношении эксплуатации шипованных шин в Астане”, - отмечается в ответе акимата на запрос агентства о возможности запрета эксплуатации шипованной резины.Как сообщалось, вопрос о шипованной резине возник на совещании по развитию столицы в апреле этого года. В этой связи акимату Астаны было поручено проработать вопрос по возможному запрету на использование такой резины.Между тем в акимате напоминают, что в рамках Таможенного союза с 1 января 2015 года вводятся ограничения на использование шипованных и зимних шин в летнее время, а с 1 января 2016 года в странах ТС вводятся аналогичные ограничения, принятые ранее ЕС.“С июля 2013 года на территории Евросоюза действует новая норма для шипованных шин - количество шипов на погонный метр не должно превышать 50 штук. Это означает, что с 2016 года будет введен запрет на продажу шипованных шин, не соответствующих данному стандарту. Стоит отметить, что эксплуатация “старых” шипованных шин на территории Казахстана в зимний период будет возможна до полного их износа”, - отметили в акимате.В этой связи акимат рекомендует использовать опыт скандинавских стран при эксплуатации шипованных шин, у которых выстроены четкие графики по времени их использования.“Стоит добавить, что климатические условия Астаны сопоставимы с климатом Канады, где введен график использования шипов с 1 октября по 30 апреля. Кроме того, рекомендуем столичным автолюбителям приобретать шипованные шины по установленным требованиям нового регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”. Документ вступит в силу с 1 января 2015 года”, - отметили в акимате. 


Интерфакс-Казахстан, Астана

Поделиться
Класснуть