Рейд доброй надежды
Разговоры по “сотке” возглавляют рейтинг водительских нарушений.
Наши корреспонденты, инкогнито проехавшие в общественном транспорте Алматы вместе с заместителем руководителя городского управления пассажирского транспорта Ерланом АДИЛОВЫМ (на нижнем снимке), испытали все его “прелести” и зафиксировали все нарушения.
Точка отсчета - остановка на проспекте Абая недалеко от Центрального стадиона. Сюда наш главный спутник приехал при полном параде сразу после совещания в акимате.
- Думаете, что в таком виде вы не будете привлекать к себе внимание? - переживаю за исход нашей автобусной операции.
- Сейчас мы немного изменим образ, - Ерлан тут же снимает галстук. - Пожалуй, так я буду похож на студента!
И действительно, наша троица с легкостью сходит за обычных пассажиров. В этом мы убеждаемся уже через несколько минут, когда на остановку подрулил автобус №25.
- Садимся, по работе этого маршрута есть нарекания, проверим, - кивает нам Адилов.
Заходим. Расплачиваемся за проезд. Наблюдаем. Нарушения есть: кондуктор не выдает билеты, водитель находится за рулем без формы, хотя это обязательное требование, и к тому же разговаривает по “сотке”! Впрочем, нам еще повезло - рулевой автобуса не курил. Как выяснится чуть позже, этот “джентльменский набор” характерен для водителей практически всех видов общественного транспорта Алматы.
- Почему вы не выдаете билеты? - спрашивает Адилов кондуктора.
Тот, немного растерявшись от столь неожиданного вопроса, извлекает из недр своего спортивного костюма бело-синие бумажки советского образца и протягивает их нам. Устраивать “разборки” с водителем, который движется по маршруту, запрещено, нужно доехать до конечной. Мы решаем не терять времени - здесь и так все понятно. Наш гид из акимата берет этот автобус на карандаш.
Через несколько минут садимся в троллейбус, который движется по 11-му маршруту. На этот раз наш спутник настроен более оптимистично: оно и понятно, троллейбус муниципальный и принадлежит городскому парку. В салоне - чистота, нет такой давки, как в автобусе, информация об остановках объявляется заранее. Но идиллию все же портят некоторые хорошо знакомые алматинским пассажирам детали: валидатор, который только что проглотил сразу несколько монет, не торопится выдавать билет. Адилов терпеливо ждет... Минута... Еще одна... Ну же!..
- Садитесь, он все равно не даст вам билет! - выкрикивает водитель троллейбуса, будто жалея беднягу-пассажира.
- Наверное, валидатор не работает, - констатирует Адилов. - Видите, она по телефону разговаривает, наверное, с диспетчером.
Женщина-водитель действительно разговаривает, но, как мы слышим, точно не с диспетчером. При этом успевает щелкать семечки и рулить.
- Давайте доедем до конечной, - предлагаю я. - Хочу с ней поговорить.
Когда салон пустеет, подхожу к колоритной “троллейбусовожатой”.
- У вас что, валидатор не работает? - наступаю.
- Работает! - тут же получаю отпор. - Вы закинули сразу несколько монет, а бросать нужно по одной и с небольшим интервалом!
Водитель тут же проверяет систему - аппарат выдает билет.
- А семечки вам не мешают, все-таки за рулем едете? - продолжаю натиск.
- Нет! Когда каждый день работаешь - привыкаешь, - собеседница и не думает сдаваться. - А вы, собственно, кто? - уже раздраженно.
- Управление пассажирского транспорта, - вступает Адилов.
После этих слов бойкая водитель меняется в лице, пыл ее мгновенно куда-то улетучивается. Картина ясна. Вместе мы выходим на улицу. Ерлан Маматович набирает по мобильному телефону начальника троллейбусного парка:
- Наведи у себя порядок...
- Судя по тому, что вы не знаете тонкостей обращения с валидатором, наверное, не часто ездите на общественном транспорте? - уже по пути на следующую остановку спрашиваю у Адилова.
- Нет, езжу. Хотя бы раз в неделю...
Наше дальнейшее путешествие подтверждает уже увиденное: водитель автобуса № 22, в котором мы едем, стоит на остановках по пять минут, разговаривает по “сотке”, и билетов у кондуктора нет.
- Зато водитель в форме, - пытается найти плюсы Адилов.
В следующем - 65-м - нам снова не дают билеты. Прошу об этом кондуктора. Она идет к водителю и приносит их.
Продолжать рейд нет смысла, вряд ли мы увидим что-то новое.
- Автобусы, в которых мы сегодня проехали, принадлежат разным частным автопаркам. По результатам этого рейда мы составим письма с указанием нарушений и направим их руководству, - заверил нас Ерлан Маматович. - Они обязаны устранить все недостатки. Если же этого не произойдет, имеем право отозвать лицензию у автопарка на обслуживание определенных маршрутов - такие случаи уже были. Это не первый и не последний подобный рейд, так что мы обязательно проверим, изменилась ли ситуация к лучшему.
На том и расстаемся.
Кстати, обычные алматинцы тоже смогут это все проверить в ходе ежедневных, но вынужденных “рейдов”.
В погоне за пассажирами можно и правила нарушить?
Кондукторы должны исчезнуть из алматинских автобусов после внедрения электронного билетирования.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
А тем временем
Додавили...
Проезд на городском автотранспорте в Таразе подорожает. Но не сейчас, а через два месяца. Разрешить автоперевозчикам поднять цену на проезд в пассажирских автобусах с нынешних 45 до 60 тенге с сохранением льгот для определенных категорий населения постановили слуги народа на очередной сессии гормаслихата. Проезд в общественном транспорте станет дороже, правда, не сиюминутно, а с января 2015 года. В качестве новогоднего подарка, так сказать. Мы поинтересовались у секретаря Таразского городского маслихата Балабека НАРБАЕВА, как получилось, что автоперевозчики взяли бастион.
- Они давно уже к нам обращались, - вздохнул секретарь гормаслихата. - Но мы все тянули-тянули… Я хочу подчеркнуть, что мы, депутаты, только согласие даем. А решает акимат. Акиму-то виднее.
Галина ВЫБОРНОВА, Тараз