6363

История Аси Пилипенко, которая любила правду, да что из этого вышло

Бывшая заместитель начальника управления строительства Южно-Казахстанской области Альмира ОРМАНЧИНА, получившая в марте прошлого года откат в шесть миллионов тенге, вот уже месяц гуляет на свободе.
Зато Ася ПИЛИПЕНКО, по заявлению которой было возбуждено уголовное дело против Орманчиной, сегодня зависла между тюрьмой и реанимацией.

20 мая 2013 года в финансовую полицию с покаянием пришла председатель производственного кооператива (ПК) “Сурет” Пилипенко. Взволнованная женщина рассказала, что без малого месяц назад ей пришлось дать взятку в 6 миллионов тенге заместителю начальника областного управления строительства Орманчиной. За эти деньги чиновница гарантировала победу ПК “Сурет” в тендере на разработку проектно-сметной документации для строительства трех поликлиник и одной школы.
Заявление Пилипенко о взятке легло в основу уголовного дела, возбужденного 23 мая 2013 года против Орманчиной. В ходе всего расследования на Асю Салаховну оказывалось сильнейшее психологическое давление со стороны людей, заинтересованных в том, чтобы это дело было закрыто. Даже спустя год 67-летняя женщина расхлебывает последствия этого прессинга. Именно поэтому свое общение с внешним миром, в том числе и с журналистами, пенсионерка ведет через адвоката Венеру КОБЛАНОВУ (на снимке).
- Несмотря на то что моя подзащитная этой историей физически и морально измождена, она до сих пор уверена, что ее решение о явке с повинной - единственно правильное, - говорит адвокат. - К слову, финансовые полицейские, кому Ася Салаховна написала явку с повинной, в тот момент здорово ее поддержали и дали ей слово офицера, что возбужденное против нее дело по статье “дача взятки” будет закрыто. Законом это предусмотрено. Обещание свое офицеры тогда сдержали.
- В связи с деятельным раскаянием и активным содействием следствию уголовное преследование Аси Пилипенко было прекращено, - поясняет старший следователь областной финансовой полиции Баглан ТУРКУЛОВ. - С той же формулировкой было закрыто дело и директора частной фирмы Беймбета СУНАТИЛЛАЕВА, передавшего через сотрудников управления строительства Бауржана КАМБАРОВА и Галымжана МАЙХАНОВА для Орманчиной взятку в 860 тысяч тенге за победу в конкурсе по госзакупу.
Финансовая полиция сконцентрировала все силы на расследовании преступления, совершенного Альмирой Орманчиной, которая к тому времени была уже в бегах. В июне 2014-го беглянка была найдена в одном из роддомов Шымкента. Дама оказалась беременна. Тем не менее дело Орманчиной о получении взятки в особо крупном размере было завершено и передано в суд. Вместе с ней под суд попал Беймбет Сунатиллаев. Третьей подсудимой должна была стать... Ася Пилипенко. Но женщина так сильно занемогла, что ее дело пришлось вывести в отдельное производство.
Так для кого же честное офицерское слово оказалось пустым звуком? Возможно, для прокуратуры, ведь именно этот орган, после того как так удачно обнаружилась Орманчина, отменил постановление финпола об отказе в возбуждении уголовного дела против Пилипенко и вернул его на дополнительное расследование.
- Преступление, совершенное Пилипенко, относится к разряду тяжких и не подпадает под ч. 1 статьи 65 УК (“освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием”), - докладывает старший прокурор управления прокуратуры Южно-Казахстанской области Нуртаза АЛИШЕВ. - Аналогичная точка зрения у нас была и относительно Сунатиллаева. Кстати, суд поддержал наше обвинение и приговорил его к одному году лишения свободы условно.
Зато двум чиновникам, которые вели переговоры о размере взятки для Орманчиной и через которых Альмира Маратовна получала мзду, повезло значительно больше. Начальник отдела мониторинга и экспертиз облуправления строительства Майханов и главный специалист этого отдела Камбаров по настоянию прокуратуры еще на стадии следствия были освобождены от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.
- Выходит, государственные служащие, служившие звеньями коррупционной цепи, вышли из воды сухими, а моя подзащитная - преступница? - вопрошает адвокат Кобланова. - Чего чиновникам стоило деятельное раскаяние? Терзали ли их муки совести так же, как Асю Салаховну? Эта женщина не смогла жить с тяжким грузом на сердце, потому и пришла с повинной в полицию. Именно она помог­ла выявить преступление. А признались бы эти двое в совершенном преступлении, понимая, что о нем никто не знает, - еще вопрос! Извините, но я не понимаю прокурорской логики. Где она?
Весьма снисходительной прокуратура оказалась и к главной фигурантке дела Орманчиной. В ходе судебного разбирательства именно надзорный орган переквалифицировал преступление чиновницы со статьи “взятка в особо крупных размерах” на “мошенничество”.
- Орманчина в силу своих должностных обязанностей не имела возможности повлиять на итоги конкурса по госзакупу, - объясняет начальник управления областной прокуратуры Руслан АБДРАИМОВ. - В связи с этим к ней была применена статья “мошенничество”. Она по этой статье получила пять лет лишения свободы. Однако, учитывая ее беременность и то, что она является матерью несовершеннолетних детей, суд отложил исполнение наказания до пяти лет. Пройдет отведенный срок, и она отправится за решетку.
К слову, щадящий приговор Орманчиной был вынесен еще и потому, что она все до тиынки вернула обоим предпринимателям.
- А не стала ли моя подзащитная пешкой в системе защиты Орманчиной? - рассуждает Венера Кобланова. - Ведь каждый понимает, что любые показания Пилипенко, данные ею по делу Орманчиной, могут быть использованы против самой Аси Салаховны. Не попытался ли кто-то таким образом заставить ее замолчать? Вот и деньги ей все вернули, может, чтобы молчала? Кстати, Ася Салаховна и без этого не смогла ничего сказать на суде. На тот момент она была настолько больна, что мне пришлось ее едва ли не на руках выносить из зала суда и везти в больницу… А может быть, пожилой женщине просто мстят за то, что она разворошила этот улей?
Пока адвокат ищет ответы на эти вопросы, а над наивной пенсионеркой висит дамоклов меч прокуратуры, сотни людей, знакомых со злоключениями Аси Пилипенко, рассуждают о превратности судьбы тех, кто осмелился пойти против системы. Вряд ли мытарства совестливой максималистки сподвигнут других правдолюбцев на борьбу с коррупцией.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент

 

Вместо P.S.

В примечании к статье 131 Уголовного кодекса указано, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, “если это лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки”. Прокуратура это примечание игнорирует или запамятовала о нем?

Поделиться
Класснуть