Школа выживания
В четверг уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар ШАКИРОВ (на снимке) обратился с открытым письмом к министру образования и науки Аслану САРИНЖИПОВУ, призывая обеспечить соблюдение прав детей в школах. Мы решили выяснить, почему омбудсмен выбрал именно такую форму общения с главным педагогом страны.
В письме, которое разобрали на цитаты все информагентства страны, господин Шакиров сыплет страшными цифрами и перечисляет тревожные факты:
“Наши исследования выявили, что 66,3% детей сталкиваются с насилием в школе, становятся свидетелями, жертвами либо виновниками насилия. При этом 23% опрошенных детей были жертвами физического насилия, 20% - вымогательства среди детей, 27% - телесного наказания со стороны учителей. Недопустимо терпимым является отношение преподавательского состава исследованных школ к телесным наказаниям (40% среди персонала интернатных учреждений поддерживают применение данных мер воздействия). По нашим исследованиям, 27,4% детей когда-либо занимались самоповреждением и пытались совершить попытку самоубийства. Уровень рецидива попыток членовредительства составляет 75,3%...”.
Тревожную статистику дополняют картинки из жизни: нашумевший трагический случай в Астане, когда один одноклассник убил другого, массовая драка в Караганде, перестрелки в Шымкенте, отравление в Костанае, видеоролики в социальных сетях, на которых казахстанские школьники издеваются над сверстниками.
Примечательно, что письмо омбудсмена появилось вскоре после выступления президента, в котором он говорил о проблемах в сфере защиты прав детей. Что это: случайное совпадение или позволяющее держаться на плаву умение вовремя реагировать на высказывания начальства?
- Последнее время омрачено чередой трагедий, свидетельствующих о проблемах, которые мы подняли в открытом письме, - прокомментировал официальный представитель учреждения уполномоченного по правам человека Рустам КЫПШАКБАЕВ. - Поскольку факты приобрели широкий резонанс, была избрана именно такая форма обращения. Да, 19 сентября глава государства сказал о том, что обеспечение прав детей и получение ими качественного образования являются важнейшими инвестициями в будущее. Разве это не является основанием для того, чтобы в очередной раз обратить пристальное внимание на определенные проблемы в школах? Дело в том, что мы и раньше направляли в адрес Министерства образования и науки результаты и выводы наших исследований, постоянно работаем с его структурными подразделениями на местах. Но поскольку должное внимание к тем вопросам, которые мы затрагивали, отсутствовало, мы были вынуждены обратиться к министру именно таким способом.
Что ж, осталось дождаться ответного “выстрела” г-на Саринжипова.
Оксана АКУЛОВА, Алматы