В машине - как в аптеке
Минимум 7000 тенге - в такую сумму каждому казахстанскому водителю влетит новая автомобильная аптечка. В ее составе 25 различных медикаментов и изделий медицинского назначения.
Приказ №368 “Об утверждении перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения автомобильных аптечек первой медицинской помощи” экс-министр здравоохранения Салидат КАИРБЕКОВА подписала незадолго до реорганизации ведомства. В список вошли препараты, применяемые при болях в сердце, обмороках, жаропонижающие, обезболивающие, противошоковые, антистрессовые, а также медицинские изделия, необходимые при отравлениях, поражениях глаз и травмах (см. таблицу).
Мы решили самостоятельно собрать новую автомобильную аптечку. И первая проблема, с которой тут же столкнулись, - это отсутствие некоторых препаратов. В частности, в алматинских аптеках мы не смогли найти сульфацетамида и хлоропирамина. Благо вежливые провизоры предложили похожие по своим свойствам “колеса”, но с другим названием. Но получится ли объяснить такую замену инспектору дорожной полиции, который при остановке водителя на дороге привык действовать строго по инструкции?
Вторая проблема - некоторые лекарства из аптечки отпускаются только по рецепту врача. И приказ бывшего Минздрава никак не сойдет за такой рецепт. Во многих аптеках лекарство, конечно, продадут и так. Но интересно, чем думали составители аптечки, толкая провизоров на нарушения?
- По идее, все препараты, которые входят в состав аптечки, должны отпускаться без рецепта врача, - рассказала нашему корреспонденту президент Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности в РК Зурият СЫБАНКУЛОВА. - Ведь эти медикаменты предназначены для оказания доврачебной неотложной медицинской помощи. А в новую аптечку вошли три препарата, которые отпускаются по рецепту врача. Это кеторолак, хлоропирамин и хлоргексидин. Последний вообще применяется для обработки операционного поля. Но зачем он нужен при ДТП? Для этого достаточно и перекиси водорода. Не нужно и пяти пар перчаток - ведь такое количество приводит к удорожанию аптечки. Все медикаменты в ней должны быть простейшими.
Кстати, согласно инструкции, препарат кеторолак имеет массу побочных эффектов - от головной боли до приступов удушья, а также содержит целый список противопоказаний. А что если на дороге водитель “угостит” такой пилюлей пассажира с сердечной недостаточностью? Кто будет отвечать за возможные необратимые последствия? Более того, это лекарство может быть опасным при кровотечении - ток крови после приема препарата может усилиться!
Наши корреспонденты выбрали несколько аптек с минимальными ценами и подсчитали стоимость аптечки. Она обошлась в 7005 тенге. Кстати, половину этой стоимости - 3600 тенге - составили медицинские ножницы. Удивленный читатель может возразить: ведь простые ножницы можно купить в разы дешевле! Конечно, можно. Однако приказ бывшего Минздрава обязывает покупать именно медицинский инструмент, а не канцелярский. Кстати, и в аптеках найти эти специальные ножницы не так-то легко. А раньше вообще не требовалось иметь в аптечке никаких ножниц.
В общем, казахстанские водители теперь с грустью будут вспоминать времена, когда прежнюю аптечку в полном наборе на авторынке можно было купить за 1500 тенге. А чтобы самостоятельно собрать новую, придется убить полдня, разъезжая по разным аптекам. И еще один момент. Все 25 медикаментов из обязательного списка имеют разные сроки годности. Это значит, водителю нужно регулярно проверять, не испортилось ли что. Ведь без “правильной” аптечки согласно ПДД эксплуатация автомобиля попросту запрещена, и нарушителя ждет штраф.
А может, все это сделано для того, чтобы водители меньше вызывали “скорую”? В таком случае автовладельцам проще закупить еще пару инструментов, и тогда каждая машина страны превратится в полноценный реанимобиль.
Согласно ПДД водитель не имеет права садиться за руль без аптечки в машине. А если все же сел, то может быть наказан за управление транспортным средством, не соответствующим правилам безопасности. Штраф за такое нарушение - 5 МРП. По словам Зурият Сыбанкуловой, к ней в ассоциацию уже обращаются автолюбители, которые рассказывают: дорожные полицейские взялись проверять состав новой аптечки и грозят водилам штрафом в 9 тыс. тенге.
На днях Ассоциация поддержки и развития фармацевтической деятельности обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития с претензиями к новой аптечке. Там пообещали подкорректировать список лекарств. Правда, когда это будет, неизвестно: ответственный за это специалист ушел в отпуск...
Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
Комментарий в тему
Эдуард ЭДОКОВ, председатель Независимого автомобильного союза:
- В свое время я покупал автомобильную аптечку в США. Помню, в ней были бинты, пластыри разных размеров, обезболивающее и антигистаминное средство - и все. У нашей же новой аптечки несколько расширенный состав. Не знаю, насколько он целесообразен, медикам виднее. Возможно, на Западе немного лекарств в аптечке потому, что после ДТП “скорая” приезжает в течение 10 минут. А у нас пока дождешься неотложку, можно умереть. Правда, есть большой вопрос: как долго сохранятся все эти лекарства в нашей аптечке в условиях летней жары и зимних морозов?
Что касается ножниц, то они при аварии нужны, чтобы отрезать бинт, жгут или разрезать одежду пострадавшего. И обязывать автовладельцев иметь медицинские ножницы, сделанные из особой стали и с нужным углом заточки, - это маразм. Спросите любого дорожного полицейского, какими должны быть медицинские ножницы и какие у них параметры, - уверен, почти никто не скажет. Поэтому, думаю, водителям не стоит покупать медицинские ножницы, лучше взять простые. Ведь в случае ДТП никто не будет на дороге делать операцию пострадавшему. Также советую водителям не покупать дорогие брендированные лекарства. Ведь в аптеке есть аспирин и за 100 тенге. Можно подобрать и другие дешевые препараты по похожим фармакологическим действиям. Главное - чтобы они были действенными.
А вообще, на мой взгляд, есть гораздо более важная проблема на дороге, чем аптечка, - это первая медицинская помощь. Думаю, мало кто из водителей помнит и знает, как ее оказывать пострадавшим в ДТП. Может, врачам на это стоит сделать упор?